В 1998 году она стала самой юной чемпионкой по лыжам в мире, взяв первое золото, когда ей исполнился всего 21 год. В 2002-м стала единственной в России олимпийской чемпионкой в личном спринте, выиграв лыжную гонку в Солт-Лейк-Сити. А в 2006-м завоевала третье олимпийское золото, победив в эстафете в Турине. Сейчас Юлия Чепалова — президент федерации лыжных гонок Хабаровского края, а также глава попечительских советов Дальневосточной и Хабаровской федераций спортивной борьбы и бокса. Мы расспросили титулованную спортсменку о том, как куется олимпийский сплав, что нужно делать, чтобы молодежь увлекалась спортом, и как ей удается совмещать бурную общественную деятельность с воспитанием пятерых детей.
— Юлия Анатольевна, какие цели преследует федеральный проект «Тренер»?
— В первую очередь он призван вовлечь в спорт ребят из неблагополучных семей и подростков, по той или иной причине оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Я провожу мастер-классы по всей стране, чтобы личным примером заинтересовать таких ребят, привить им любовь к спорту и здоровому образу жизни.
— Это связано с какой-то семейной историей?
— Да, мой папа тоже тренировал детей, набирал себе самых сложных. Я тренировалась и занималась вместе с ними. Это дорогого стоит, ведь в ответ получаешь колоссальную и искреннюю, неподдельную детскую благодарность. Поэтому, когда мне предложили поучаствовать в проекте «Тренер», я согласилась сразу же, ни секунды не раздумывая, ведь его главная задача — развитие спорта в регионах и работа с детьми до 16 лет. Для меня это очень важно, потому что дети начинают выбирать не улицу и опасные хобби, а дисциплину и занятия спортом.
Сейчас мы стали собирать и структурировать опыт разных регионов, это очень полезное занятие, некая база для развития проекта. Например, в Москве подростков учат единоборствам и параллельно этому процессу прививают православие. Конечно же, там, как и в других субъектах нашей страны, все держится на энтузиастах, так что хорошо, что среди нас есть такие люди.
— О чем чаще всего спрашивают ребята, их восхищает ваш пример?
— Мне близки их чувства, ведь я сама в юности точно так же смотрела в глаза российской олимпийской чемпионке Любови Егоровой.
Для меня важно было просто общение, не какие-то нюансы: то, как она тренировалась, бежала или какие у нее были лыжи, а именно простое общение, чтобы почувствовать энергетику человека. То же самое и сейчас с подростками. Мне кажется, у меня получается этот разговор на равных: после наших встреч дети идут ко мне обниматься, это очень приятно.
Я сама мама пятерых детей, с ними так не обнимаюсь, как с чужими. То же самое и здесь, в Архангельске, — с удовольствием потренировалась с ребятами, ответила на вопросы и дружеские объятия.
— А о чем вам говорят дети?
— Мечта ребенка — быть лучше. И он впитывает те человеческие истории, которые его особенно трогают. И если раньше существовали определенные рамки, из-за которых всего было не рассказать, то сейчас я нахожусь в таком состоянии, когда говорю все как на духу, раскрываю все тайны, привожу интересные факты. Детей это завораживает.
— Ваша старшая дочь Олеся тоже занимается лыжным спортом и даже выступает на Кубке России. Это ее личный выбор или все-таки влияние родителей?
— Наверное, в семье лыжников и не может быть по-другому (смеется). Олеся раньше занималась бальными танцами. Кстати, к воспитанию дочерей у меня сформировался довольно жесткий подход: я ими вплотную ежедневно и щепетильно занималась и до 14 лет сама определяла, куда им ходить и что делать.
Создав мышечный корсет у ребенка, я понимала, что если она решит заняться лыжами, то не пропадет. А после 14 лет сказала — выбирайте вид спорта, и, не поверите, обе мои дочери выбрали лыжи. Знаете, так сложилось, что я обогнала своего отца по медалям, поэтому надеюсь и очень желаю своим детям так же обойти меня по числу достижений.
— Сегодня в России много знаменитых имен в лыжном спорте. Например, Александр Большунов, Александр и Наталья Терентьевы, Савелий Коростелев и многие другие. С кем они соревнуются? Сами с собой?
— Да, к сожалению. Это, конечно, не очень продуктивно. Это может быть просто некая глава тренировок. Тем не менее я надеюсь, что пустят наших ребят на международную арену.
— В одном из интервью вы сказали, что за границей не любят наших спортсменов. Почему?
— Никогда не любили, потому что наши ребята на голову выше соперников из-за рубежа. Сейчас, к несчастью, спорт смешали с политикой. Это очень плохо. И я всегда говорю, что спорт и люди, которые занимаются добром, — асоциальные люди. Они находятся далеко от политики. Это отдельная каста, которая живет своей жизнью. И по идее, у спорта своя политика. Спорт — это отдельная история и особый мир, поэтому я думаю, уверена процентов на 90, что наших ребят допустят к международным соревнованиям.
Меня недавно спросили: «А вы бы смогли выступать под белым флагом?» А мне деваться некуда. Я всю жизнь шла к соревнованиям, поэтому, конечно, смогла бы, что еще делать. Надеюсь, что наши спортсмены удержат лидирующие позиции и покажут хороший результат. Буду за них болеть.
— Что чувствует спортсмен, когда переходит со второго места на первое и обгоняет соперника?
— У меня было наоборот — меня обогнала чешка в Турине на дистанции 30 километров. Было по-человечески до слез обидно, что не хватило буквально двух метров. Ну, а когда становишься первым, то вообще все равно, кто был вторым, кто третьим, даже не смотришь. Это окрыляющее чувство, просто эйфория.
— Что вы почувствовали, став первой в 1998 году на Играх в Нагано?
— Я сперва проигрывала, но потом обогнала итальянку Стефанию Бельмондо. И стала для нее врагом номер один. Мы вместе бежали в 2002 году, потом на других соревнованиях. Эмоции зашкаливали, даже были перепалки.
— В вашей жизни много разного спорта, а какой вид сейчас ближе других?
— Наверное, борьба. Может быть, это связано с тем, что в последние годы занимаюсь развитием детско-юношеского спорта. Я тесно связана с боксом, классической борьбой, мой сын ею тоже занимался. Летники немного добрее зимников, поэтому меня тянет к своим — к добрым.
— А что можно пожелать тем, кто лишь делает первые шаги в спорте? В чем секрет олимпийского золота?
— Конечно, в труде. Я всегда желаю юным спортсменам в любом виде спорта, в том числе участникам проекта «Тренер», чтобы была цель и была мечта. Они бесконечны, достиг одной цели — ставишь следующую и стремишься к ее воплощению. Это заманивает, затягивает, как такой своеобразный наркотик. И тут нельзя останавливаться, нужно идти к цели.
— Моя мечта — чтобы в каждом регионе нашей огромной страны были базы, где могли бы тренироваться не только спортсмены, но и болельщики, просто любители. Чтобы для людей были созданы комфортные условия для занятий лыжным спортом. Я понимаю, что это глобальная, очень большая мечта, но буду делать все возможное, чтобы она стала реальностью.
— А как вас встретил Архангельск?
— Очень впечатлена. Город принял меня просто замечательно.
Такое количество детей пришло на встречу, что было даже неожиданно и, конечно, очень приятно. Хочу сказать спасибо всем организаторам и Народному фронту за то, что поддерживают значимый проект «Тренер». Дети — это наше все, наше будущее, поэтому бросать их нельзя, в какой бы ситуации они ни находились. Дети — очень открытые и отзывчивые, они задавали море вопросов. И я буду счастлива узнать, что удалось передать им мою энергетику, заинтересовать спортом. Хочу пожелать всем жителям Архангельска крепкого здоровья, весеннего настроения и мирного неба над головой. А проекту «Тренер» — устойчивости, дальнейшего развития и новых выдающихся воспитанников.