На выставке представлено около ста работ 47 северных художников. В экспозиции главенствующая роль отведена работам архангельских художников-фронтовиков. В списке всего 32 фамилии. На открытии выставки почтили их память Минутой молчания.
В День Победы мы снова и снова возвращаемся к осмыслению героических и трагических военных лет. Выстоять в Великую Отечественную войну стало возможным только ценой огромного напряжения сил и величайших жертв. Немалую роль в достижении Победы сыграли и деятели искусства, которые наравне с другими демонстрировали беспримерное мужество и силу духа.
Воевали на фронтах Великой Отечественной северяне Леонид Жигалов, Виктор Преображенский, Борис Лукошков, Иван Котов, Алексей Румянцев, Дмитрий Свешников, Евгений Хвиюзов, Александр Елфимов, Дмитрий Ширяев, Виктор Назаров, Михаил Мошков, Алексей Чаусов, Николай Гужов. Трое последних не вернулись с полей сражений, но многим посчастливилось остаться в живых, и после войны вернуться к главному делу своей жизни — творчеству.
Открывает экспозицию выставки «Помните о нас» серия графических работ участника Великой Отечественной войны художника Семена Григорьева. Это рисунки в рубрике «Штыком и прикладом» в газете Архангельского военного округа «Патриот Родины», датированные 1941–1943 годами. Примечательно, что карикатуры, изображающие Гитлера и его приспешников, несут смыслы, вполне актуальные и для нынешнего времени, в котором наша страна вновь должна бороться с нацизмом, которому вновь позволили поднять голову западные кукловоды. На одном из рисунков карикатурный «главный фашист» восседает на карточном домике, выстроенном прямо в адском кратере. В одной руке — план «молниеносной войны», который провалился, столкнувшись с героической мощью советского народа, в другой — окровавленный топор с восседающим на нем чертом. Тот истошно кричит: «Новый порядок в Европе имеет прочную основу…»
Семен Григорьевич Григорьев — уроженец Краснодара. В Архангельск он приехал в 1934 году. Работал художником Северного краевого кооперативного объединения работников изобразительных искусств «Севкрайхудожник».
С началом Великой Отечественной войны был мобилизован и направлен на спецработы — на строительство оборонительных сооружений на острове Рыбачий. Затем направлен для работы художником в военную газету «Патриот Родины», работает в «Правде Севера», «Северной вахте», участвует в выпуске «Окон сатиры». Был участником выставки, посвященной 10-летию Северного флота, открывшейся в 1943 году.
Семен Григорьевич был награжден медалями: «За Победу над Германией», «За оборону Советского Заполярья», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945».
Представлена в экспозиции и работа уроженца Архангельска Германа Кононова — это незаконченное полотно «В плен». Работу над ним Герман Вячеславович начал в годы войны, но почему-то так не завершил. На ней, обреченно меся дорожную грязь, женщины тянут, как тягловой скот, немецкую пушку под надзором гитлеровца с винтовкой в руках.
Будущий художник-живописец, график и педагог окончил Архангельскую гимназию, преподаватели которой видели в нем будущего физика, но тяга к рисованию оказалась сильнее. Начавшаяся война нарушила все творческие планы. Герману Кононову, незадолго до войны перенесшему тяжелую операцию, в призыве на фронт отказали и направили на оборонные работы в Заполярье, где он рыл траншеи, укреплял военные объекты, дежурил «на кнопке» воздушной тревоги.
В Архангельск художник вернулся в 1942-м и сразу включился в работу: создал бригаду «Помощь фронту», вел шефскую работу в госпиталях и воинских частях. В феврале 1943 года местные художники открывают «Выставку произведений художников Севера, посвященную XXV годовщине Рабоче-Крестьянской Красной Армии и Военно-Морского Флота». У Германа Кононова на этой выставке — около 30 работ, сами названия которых говорят, что их главная тема — война, оборона, разгром врага.
В 1945 году Герман Вячеславович был награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945».
Отдельного внимания заслуживают работы еще одного фронтовика — Владимира Васильевича Сараева. Увы, но его фронтовом прошлом в известных биографиях нет ни слова — информацию о художниках-фронтовиках до сих пор приходится собирать по крупицам: архивным документам, воспоминаниям, выдержкам из статей разных лет. Но лучше документальных хроник говорят картины художника. Как, например, написанная уже в послевоенные 50-е годы карандашная работа «Раненный солдат». Особенно впечатляют тонко и точно прописанные черты медсестры, поддерживающей раненного бойца — с глубоко залегшими горестными складками у рта и живыми глазами, повидавшими столько горя и боли… Подложив руки под плечи солдата, он и сама опирается на ложе, и вся ее фигура выражает вселенскую усталость…
Владимир Сараев внес значительный вклад в сокровищницу северного изобразительного искусства. Художник родился в Архангельске. В 1950 году он окончил Пензенское художественное училище им. К. Савицкого, в 1957 Академию художеств в Риге по классу профессора Тильберга. После окончания учебы в конце 1950-х вернулся в Архангельск и стал активным членом архангельской организации Союза художников. Темы его этюдов и картин разнообразны — это и морские пейзажи, и деревенские мотивы, пронизанные любовью к северной природе. А еще художник часто пишет Архангельск. Он предстает на картинах «На окраине Архангельска», «Зимние забавы» и многих других.
Часть выставки — это работы современных художников. Здесь и творения Дмитрий Трубина. На одной из них — отец художника. Работа так и называется «20-летний артиллерист Саша Трубин. Берлин, 1945 год».
Представил портрет своего отца-фронтовика и Сергей Сюхин. Особое внимание на себя обращает работа художника под названием «Одна». Это портрет пожилой северянки. Натруженные узловатые руки сложены на клюке, скорбно опущены уголки губ, а в покрасневших от невыплаканных слез глаз застыла тоска одиночества. О ком она тоскует? Может быть о любимом, что ушел на фронт да там и сгинул от вражеской пули. А она больше никого не полюбила и всю жизнь ждала только его. Не родила детей, не выпестовала внуков, а утешение находила в тяжелой работе. А теперь она совершенно одна…
Выставочный проект «Помните о нас» уникален. По словам художника Лидии Колобовой, которая занималась формированием экспозиции, повторить ее невозможно, ведь многие представленные работы — из частных коллекций. Часть картин написаны художниками-фронтовиками, непосредственными участниками Великой Отечественной войны, а часть — современными художниками.
Дополняют экспозицию предметы. В витринах документы и вещи. Вот извещение — так называемая «похоронка», открытки, газеты и письма с неизменным и трогательным: «Привет с фронта!». Здесь же, предметы, найденные поисковиками, — шлем танкиста, военная фуражка, патроны и штык-ножи, как эхо той страшной войны.
Примечательно, что у художников-фронтовиков на самом деле мало работ о войне. Они не любили и не хотели ее писать. Даже рассказывать о ней не хотели. Но те, кто вернулись, с удовольствием рисовали картины мирной жизни.
— Они были благодарны судьбе за то, что остались в живых, и с большим энтузиазмом и жадностью окунулись в работу, как будто хотели наверстать упущенное время, — считает председатель Архангельского регионального отделения Союза художников России Рашид Сагадеев. — Особенно в послевоенное время наблюдается большой подъем в творчестве архангельских художников. В живописи, графике, скульптуре. Создаются замечательные произведения в монументальном искусстве.
Выставка «Помните о нас» организована при поддержке министерства культуры Архангельской области в рамках проекта «Первый век архангельских художников», который реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.