В Государственном архиве Архангельской области представили подлинные архивные документы, которые рассказывают историю эвакуационных госпиталей, развернутых в регионе в годы Великой Отечественной войны.
На выставке были продемонстрированы уникальные документы, которые до этого не экспонировались: официальные приказы, сводки, отчеты и списки, документы, связанные с профессиональной деятельностью медиков, — автобиографии, характеристики, личные дела. Особое место заняли трогательные воспоминания участников событий, письма с фронта, а также редкие фотографии.
Так, одним из ключевых документов, повлиявших на формирование госпитальной сети в Архангельской области, стало письмо от 9 июня 1941 года. В нем министры здравоохранения СССР и РСФСР предписывали развернуть в Архангельске госпитали на 6670 коек. Их планировалось открывать не только в самом городе, но и в районных центрах области. Чтобы освободить помещения, из больниц выписывали выздоравливающих пациентов, а тяжелобольных переводили в другие учреждения. Размещение госпиталей в уже функционирующих лечебных заведениях считалось рациональным — это позволяло существенно сократить расходы на переоборудование и ремонт.
К 1 сентября 1941 года в Архангельской области было развернуто 4500 коек. Хотя эта цифра оказалась ниже первоначального плана, госпитали открывались в тех объемах, на которые хватало ресурсов. Трудностей было множество: остро не хватало медицинских инструментов, одежды и обуви для больных. Тем не менее вопросы старались решать по мере возможности.
Сколько всего госпиталей действовало в области, точно установить трудно. В литературе встречаются разные данные — от 32 до 36 учреждений. Это объясняется тем, что часть госпиталей создавалась местным облисполкомом и информация о них не всегда сохранялась. Например, на 1 апреля 1941 года точно известно о 28 госпиталях, половина из которых находилась в областном центре. Три из них существовали только в проекте, и достоверной информации об их дальнейшем открытии нет.
Большинство госпиталей за все время войны были развернуты в Архангельске, многие из них располагались в зданиях учебных заведений, приспособленных под медицинские нужды.
Так, госпитали, размещенные в школах № 6, 9, 14, 19, 21, 23, 50 и 95 были организованы в кирпичных зданиях. Несмотря на то что школы казались новыми для своего времени, коммунальные условия в них оставляли желать лучшего. Например, в школе № 95, построенной в 1939 году, не было водопровода, и воду приходилось подавать с помощью труб, протянутых от Северной Двины.
Госпиталь № 2533, размещенный в школе № 22, запомнился пациентам крайне тяжелыми условиями — в своих воспоминаниях они отмечали, что «в землянках было лучше». В здании школы № 52 отсутствовала канализация, и сточные воды стекали прямо в реку Соломбалку. Отопление обеспечивалось дровяными котельными, часто возникали перебои с электричеством. Операции порой приходилось заканчивать при свете керосинок или даже лучин.
Уже в начале войны в эвакогоспиталях области возник острый дефицит врачей хирургической специальности. Для работы мобилизовывали врачей и медсестер из гражданских лечебных заведений. После обучения на кратковременных хирургических курсах Архангельского мединститута врачей нехирургических специальностей направляли в эвакогоспитали.
Медицинский персонал таких госпиталей был, как правило, местным. Заведующим областными и городскими отделами здравоохранения было предписано привлекать на работу в эвакогоспитали студентов первого и второго курсов медицинских институтов на должности санитаров, а студентов третьих и четвертых курсов — на должности медсестер и фельдшеров
Иначе обстояло дело с госпиталями, эвакуированными в Архангельск. Они прибывали с собственным оборудованием, инструментами и персоналом. На местах набирали лишь санитарок и обслуживающий персонал.
На 1 февраля 1943 года в госпитальной сети Архангельской области преобладало количество общехирургических коек, на втором месте по коечной мощности располагались терапевтические, за ними следовали туберкулезные и легочно-хирургические койки.
В общехирургических госпиталях врачи занимались лечением остеомиелитов — осложнений осколочных ранений конечностей. Особо тяжелыми для медиков были ампутации. Врачи всеми силами старались сохранить конечности и лишь в самых безнадежных случаях решались на эту процедуру.
Госпитали были профилированными: одни занимались лечением ранений верхних конечностей, другие — нижних. Однако при массовом поступлении раненых врачи принимали всех, независимо от специализации. Иногда попадались пациенты с ранениями головы и лица, и врачи без соответствующего опыта вынуждены были брать на себя ответственность и оказывать помощь.
Несмотря на царивший в Архангельске голод, в госпиталях было стабильно организовано питание. К тому же лечебные учреждения имели собственные средства и могли закупать продукты напрямую у колхозов: картофель, молочные изделия и прочее.
Для наилучшего восстановления проводились занятия лечебной физкультурой: гигиеническая гимнастика, индивидуальные упражнения (например, лепка, вырезание) и массовые мероприятия — пешие и лыжные прогулки. Особенно эффективными считались именно лыжные занятия, благотворно влияющие на общее состояние раненых.
Для выздоравливающих была организована трудовая терапия: колка и переноска дров, транспортировка воды и другая хозяйственная работа. Это помогало не только физически восстановиться, но и психологически подготовиться к возвращению на фронт.
Политическая работа, шефство над эвакогоспиталями профсоюзов, предприятий и организаций города и области поддерживали боевой дух, моральный настрой персонала и раненых, укрепляли лечебную работу, отвлекали мысли от боли, улучшали исходы лечения. При госпиталях действовали клубы и красные уголки, проводились лекции, политинформации, выступления артистов.
Всего в годы Великой Отечественной войны в госпиталях СССР были пролечены 22 миллиона воинов, из которых 17 миллионов вернулись в строй. И в этой огромной статистике — весомый вклад архангельских медиков: от начальников госпиталей до санитарок.
Несмотря на тяготы, эвакогоспитали действовали как единый, отлаженный механизм, цель которого — спасение жизней раненых солдат и помощь фронту. Ведь подвиг совершается не только на передовой. В тылу — в операционных и палатах, на кухнях госпиталей и холодных складах медикаментов — шла своя, не менее тяжелая и героическая борьба.