Гитлеровцы творили настоящие зверства. Жестоко расправлялись с подпольщиками и партизанами, массово расстреливали евреев, устраивали показательные казни, угоняли мирных жителей в Германию. За время оккупации только в самом Житомире было убито более 110 тысяч человек! На окраине города, в селе Богуния, немцы организовали один из крупнейших лагерей для военнопленных — Шталаг 358. Эта территория превратилась в братское кладбище, на котором погребены евреи, украинцы, русские, цыгане, поляки и представители многих других национальностей, которые нацисты определили лишними под общим солнцем.
В городе Коростене, недалеко от которого жила семья Александра Фомича, оккупанты расстреляли более 16 тысяч человек, 15 — повесили, более 1800 — вывезли в Германию. Население города за годы войны уменьшилось в 14 раз!
Село Ходаки также было занято фашистами.
— Помню немцев очень хорошо. Поганые были! Нам, детям, они давали конфетки — отравленные! Ну и подзатыльники отвешивали. Родители наказывали: угощение берите, но не ешьте! — рассказывает Александр Литвинчук. — Заходили в дома местных жителей и — вон отсюда. А если не уйдешь — сожгут!
Отец Александра Фомича всю войну работал ветеринарным врачом — обслуживал восемь колхозов, мама трудилась зоотехником. В семье — трое детей. Приходилось сложно, но, как говорит наш герой, главное — все вместе.
— День Победы — как мы его ждали! Такой оркестр играл! Очень хорошо было… — со слезами вспоминает наш собеседник.
После войны Александр Литвинчук окончил восьмилетнюю школу, по стопам отца поступил в зооветеринарный техникум. Но потом решил выбрать себе другую судьбу. Дороги привели его на Север.
— Отучился полтора года и подумал: я, что, буду всю жизнь этим коровам под хвосты заглядывать? — шутит Александр Фомич. — У нас преподаватель был хороший в техникуме, и он посоветовал ехать на целину, и мы вдвоем с однокурсником все бросили и отправились работать на три года. После целины захотелось еще чего-то. Я окончил курсы бурильщиков, побывал везде — и в Туркмении, и в Казахстане, и в Узбекистане. А в мае 1964 года попал в Архангельск — сестру после окончания кооперативного техникума отправили по распределению на лесозавод в Маймаксе, и она позвала меня к себе.
После жаркого цветущего Узбекистана поморский край показался Александру Фомичу холодным и неприветливым. Но очень скоро он полюбил его всем сердцем. Здесь познакомился с будущей женой Лией Александровной — супруги прожили вместе 57 лет.
В Архангельске новоиспеченный северянин окончил автодорожный техникум. Работал в троллейбусном парке мастером в отделе технического контроля, трудился в различных организациях города, вырос до заместителя главного инженера.
— У меня родины уже нет — Зеленский ее пропил и продал. Я себя украинцем не считаю, хотя им записан. Архангельск — мой дом. Дети здесь родились, и жена местная, — рассуждает Александр Фомич. — Сожалею ли о чем-то, оглядываясь назад? Нет! Хорошего в жизни больше, а плохое — плохо приживается. Главное — я богатый человек: две дочери, два сына, 9 внуков, 11 правнуков!
Недавно Александру Литвинчуку вручили памятную медаль, учрежденную в честь 80-летия Великой Победы. Ее вместе с другими юбилейными наградами он приносит в школы на уроки памяти, которые регулярно проводит для молодого поколения. Наш герой считает своим долгом рассказывать ребятам о том, как жилось людям, на чью долю выпала война.
— Дети хотят знать о тех трагических событиях. Они рассматривают медали, фотографируются с ними и задают много вопросов: что ели, во что играли, какие книги читали, как учились, были ли праздники во время войны — им интересно все! — делится Александр Фомич.