Юная деревенская девчонка тогда и подумать не могла, что сделает карьеру и будет работать в областном управлении торговли. Для этого, конечно, пришлось немало потрудиться, а еще практически всю жизнь учиться. А потом она и сама пошла преподавать — пригласили в училище, ну, а далее и в управление торговли.
Выйдя на пенсию, Валентина Муравьева посвятила себя семье — двое сыновей и дочь подарили ей троих внуков. Уже и двое правнуков подрастают. Но… С выходом на пенсию у этой удивительной женщины, можно сказать, открылось второе дыхание. Творческое. Раньше на реализацию мечты о творчестве у Валентины Андреевны времени не находилось — ответственная работа, трое детей требовали внимания и заботы. Сначала она пела — в клубе любителей песни «Встреча», что был создан в Архангельском городском культурном центре. Потом танцевала латиноамериканские танцы в культурном центре Северного округа и, наконец, пришла в «Соломбалу-Арт», где собиралась группа исторического бального танца «Ностальгия».
К этой инициативе Валентина Андреевна прикипела душой — много лет была идейным вдохновителем, старостой, а затем и руководителем коллектива, который в 2025 году стал художественным самодеятельным коллективом «Театр исторического танца «Прекрасная эпоха».
С 2016 года он существует на базе Архангельского городского культурного центра и давно стал постоянным участником всех значимых культурных событий. Этот коллектив легко узнать — элегантные дамы серебряного возраста в шикарных исторических костюмах. А отличительная их черта — белые перчатки.
— Изначально нашей целью было показать, что зрелый возраст может быть элегантным, а его представители — активными и увлеченными творчеством. Мы начинали с того, что разучивали различные исторические танцы по видео в Интернете. Сегодня же мы накопили солидный репертуар, танцуем полонезы, вальсы, менуэты, разучили бранль и падеграс. На старте в 2013 году нас было всего трое, а сейчас — больше 30. Это люди самых разных профессий, разного возраста — от 55 и до 80 с лишним лет, — говорит Валентина Андреевна.
К слову, ее увлечения всегда разделял и супруг Виктор, с удовольствием участвовал во всех проектах, поддерживал и ободрял. Он у нее — баянист.
Сегодня Валентина Муравьева отдала бразды правления коллективом молодому и талантливому балетмейстеру Федору Брыкалову, но по-прежнему живет его жизнью, участвует во всех значимых мероприятиях. Кстати, в 2021 году Валентина Андреевна стала победителем городского конкурса «Социальная звезда» в номинации «Творчество — жизнь!». Примечательно также, что коллектив не только ведет концертную деятельность, участвует в многочисленных конкурсах и фестивалях, но и несет, если можно так сказать, социальную нагрузку — артисты «Прекрасной эпохи» часто выступают для постояльцев реабилитационных центров, домов престарелых, психоневрологических диспансеров.
Впечатляет еще один удивительный факт о Валентине Андреевне — она пишет стихи. Причем, как сама говорит, начала писать «вдруг», тоже уже в зрелом возрасте. Все они наполнены любовью и благодарностью к малой родине и родителям. А семья у нее тоже выдающаяся. Папа, или, как принято говорить у воронежцев, папаня, Андрей Иванович Подлеснов — фронтовик, разведчик. До войны жил и работал с супругой Прасковьей Борисовной в колхозе. Когда началась война, сразу же ушел на фронт. А Прасковья носила под сердцем уже пятого ребенка — Валентину.
Она родилась 1 мая 1942 года. Стоит ли говорить, как тяжело пришлось ее матери выживать в голодные годы с пятью детьми… Но Валентина Андреевна отмечает, что мама всегда удивительным образом решала самые сложные проблемы. Да, голодали, но спасали лебеда да остатки урожая, собранные на колхозных полях, даже несмотря на «закон о пяти колосках», который утратил силу только в 1947 году. Об этом Валентина Андреевна тоже стихи написала. А еще мама, чтобы прокормить семью, шила на стареньком «Зингере». — На самом деле я мало что помню из того времени — слишком мала была. Не помню даже, как папаня вернулся в 1944 году, — говорит она.
А он вернулся после тяжелого осколочного ранения и долго не мог восстановиться — рана с оставшимся в ноге осколком постоянно открывалась, кровоточила и загнивала. Он получил ее в одной из рискованных операций, когда прикрывал отход своих бойцов. А таких операций у разведчика Андрея Подлеснова было немало. О некоторых он рассказывал и своим детям. Их после войны стало больше — Прасковья родила мужу еще четверых ребят.
— Однажды он получил задание взять языка. Кстати, отец очень хорошо знал немецкий. Выдвинулись с группой, по пути обнаружили блиндаж с немцами. Времени на раздумья не было, пришлось штурмовать. Заодно и языка прихватили, но, конечно, нашумели серьезно. Папаня рассказывал, что командование его… пожурило! А потом наградили. У него медаль «За отвагу», орден Славы III степени и орден Отечественной войны I степени. Конечно, мы все гордились отцом. Он был очень честный, принципиальный и мечтал о хорошем будущем для каждого из нас, — с теплотой говорит об отце Валентина Андреевна.
Она вспоминает, что всех девятерых воспитывали в строгости и дисциплине. Дети никогда не перечили родителям, трудились с ними наравне. У семьи было большое хозяйство — гуси, куры, коровы, козы, огороды. А девочки вместе с мамой пряли шерсть и вязали пуховые платки. Их и все выращенное в хозяйстве потом возили на рынок в райцентр. Так и подняли всех девятерых.
Эту родительскую любовь и заботу Валентина Андреевна пронесла с собой через всю жизнь, щедро делилась ею не только с родными, но и с окружающими ее людьми, а те платили взаимностью.
— Я приехала в Архангельск 18-летней девчонкой, ничего и никого здесь не знала, но встретила на своем пути множество прекрасных людей с открытым сердцем и щедрой душой, — говорит Валентина Андреевна. Наверное, еще и поэтому она искала возможность отблагодарить северян за их прекраснодушие, а творчество, которое Валентина Муравьева многие годы дарила им, — замечательный способ сказать заветное спасибо.
Я живу на Севере, где шумят шторма,
Я живу на Севере, где дожди и мгла,
Мне б уехать с Севера в теплые края,
Только край тот северный — родина моя.
А по небу северному — чудо-облака,
А еще на Севере — море и река…
По реке, по морюшку корабли плывут,
И поморы здесь добрые живут.
И своей судьбою довольна я вполне,
Но моя Грибановка снится мне во сне…