Редакция
163000 г. Архангельск, пл. Ленина, 4
+7 (8182) 21-42-76, agvs29@mail.ru

Т-34 и не только: горожане изучают легендарную боевую технику

09.05.2025 19:02
Одним из самых зрелищных событий празднования 80-летия Победы в Архангельске стала демонстрация техники времен Великой Отечественной войны.

Сначала она в колонне проследовала по улицам областного центра, а затем остановилась у драмтеатра, где посмотреть на нее могли все желающие. Более того, в этот раз впервые у каждого экспоната работали экскурсоводы — они рассказали горожанам и гостям Архангельска обо всех по-настоящему легендарных экземплярах. А посмотреть действительно было на что.

Конечно, максимум внимания и детей, и взрослых, привлек героический танк Великой Отечественной войны — Т-34. Он был разработан конструкторским бюро танкового отдела Харьковского завода № 183 как танк А-32, главный конструктор — Михаил Ильич Кошкин. Серийное производство Т-34 началось в декабре 1940 года, чему предшествовала масштабная работа — с ходовыми испытаниями и внушительным числом доработок. А с 1942 по 1945 год основное производство Т-34 было развернуто на машиностроительных заводах Урала и Сибири и продолжалось в послевоенные годы.

Механик-водитель легендарного танка Победы, который сегодня прошел по улицам Архангельска, Николай Филимонов — сын танкиста Клавдия Филимонова, участника Великой Отечественной войны.

— Он участвовал в боях на Курской дуге, брал Берлин. 7 мая 1945 года он своей машиной уничтожил одну пушку, два пулемета и 17 гитлеровцев, за что был награжден орденом Славы III степени, — рассказал Николай Филимонов.

Кстати, Николай и сам срочную службу проходил механиком-водителем в танковых войсках, поэтому об этих бронемашинах знает все. С удовольствием отвечает на вопросы ребят, пришедших посмотреть выставку техники времен Великой Отечественной.

— Т-34 развивает скорость до 55 километров в час. Он довольно маневренный. Да, в бою маневренность танка — это самое главное. Управлять именно этим танком, действительно тяжело, нужно быть физически сильным — рычаг нужно тянуть с силой 25-26 килограммов, — рассказывает Николай.

Кстати, в танках производства 40-х годов механикам-водителям на первой передаче усилия для разворота на месте приходилось прикладывать и вовсе немалые — 30-32 килограмма. Хотя, конечно, все познается в сравнении. Например, у танка ИС-3 рычаги требовали не менее 30–40 килограммов при развороте на месте на третьей и четвертой передачах.

Такой же интерес вызвала у посетителей выставки не менее легендарная «Катюша» — многозарядная реактивная система залпового огня БМ-13. Впервые установки БМ-13 были опробованы в боевых условиях в 10 часов утра 14 июля 1941 года. Батарея капитана Флерова, который принимал участие в создании БМ-13, обстреляла вражеские войска и технику на железнодорожном узле города Орша.

Кстати, единой версии, почему БМ-13 стали именоваться «Катюшами», сегодня нет. Нам нравится самая романтичная из них — в советских войсках существовала легенда, будто прозвище «Катюша» произошло от имени девушки-партизанки, прославившейся уничтожением значительного количества гитлеровцев. А они, гитлеровцы, теряли самообладание от одного этого имени. Вот, что рассказывал разведчик Николай Русанов: «Когда подводили его (фельдфебеля) к своим, у штаба стояла „Катюша“. Только немец услышал это слово „катюша“, сразу весь затрясся, кинулся в сторону, так что еле удержали. Сколько было смеху у нас, мальчишек еще!»

Ну и, конечно, другие образцы техники не остались без внимания. Это такая же легендарная «полуторка» ГАЗ-АА. Эти машины стали по-настоящему народными и вместе с людьми прошли через всю войну. Именно они доставляли продукты по Дороге жизни в блокадный Ленинград, и именно на них очень часто подвозили боеприпасы на фронт. И знаменитый Willys MB — эти автомобили в Красную армию массово поступали по ленд-лизу с лета 1942 года и сразу же нашли себе применение как командирские автомобили и тягачи 45 мм противотанковых пушек.

Предстали вниманию горожан также тяжелые мотоциклы, ЗИС-6, первый советский автобус малого класса ГАЗ-03-30 и противотанковая установка СУ-100 — советский ответ «Пантерам» и «Тиграм», а также гаубица Д-1, Которая для своего времени была практически совершенным орудием.

Отметим, что вся техника в Архангельск прибыла из Устьян — это экспонаты музея Группы компаний УЛК. Уже завтра, 10 мая, парад и выставка военной техники времен Великой Отечественной войны также пройдет в Северодвинске, 11 мая — в Новодвинске, 12 и 13 мая — в поселке Березник Виноградовского округа и Вельске.

Ирина Колесникова