Редакция
163000 г. Архангельск, пл. Ленина, 4
+7 (8182) 21-42-76, agvs29@mail.ru

Заслуженный работник культуры РФ Борис Мацегора: «Чтобы музыка жила — нужно ею жить»

13.05.2025 17:51
Борис Мацегора прошел путь от кружка по баяну до дирижера, преподавателя, заслуженного работника культуры и наставника подрастающих поколений

Ровно 50 лет Борис Михайлович обучает студентов Архангельского музыкального колледжа искусству звучания народных инструментов. За это время он успел воспитать сотни профессиональных музыкантов, чьи имена звучат на всю страну.

Он приехал в Архангельск по распределению, не зная здесь ни одного человека. А сегодня его оркестр собирает полные залы, выпускники играют в лучших залах страны и за рубежом. Но все началось задолго до этого — с одного случайного момента в детстве, который определил его судьбу.

— Борис Михайлович, с чего начался ваш путь в музыку?

— Когда мне было семь лет, я с интересом наблюдал, как мой старший брат учится играть на баяне. Однажды взял инструмент в руки и сразу сыграл простую мелодию. Это и стало переломным моментом — родители решили, что у меня талант, и уже на следующий день отвели меня в кружок по классу баяна.

Надо признаться, музыка действительно меня захватила, я с удовольствием ходил на занятия. А через год в местном музыкальном училище открыли школу педагогической практики, где студенты обучали школьников. Среди первых учеников оказались и мы с братом.

— Это подтолкнуло к дальнейшему выбору профессии?

— Все пошло само собой. Не было никаких сомнений — я точно знал, что буду развиваться в музыкальной сфере. Закончил Калининградское музыкальное училище, потом — Петрозаводский филиал Государственной консерватории имени Римского-Корсакова, с красным дипломом.

Обучаясь на четвертом курсе, поехал на учебную практику в родное училище в Калининград. Но там столкнулся с неожиданным нюансом: мне было неловко общаться со своими педагогами на равных. Хоть мы со всеми были в прекрасных отношениях, не мог переступить эту грань. Помню, за полгода только один раз зашел в учительскую — и то рано утром, пока никого не было. Тогда я понял, что работать нужно в другом месте.

— Почему выбрали именно Архангельск?

— По распределению мне предлагали Череповец, Вологду, Мурманск и другие города. Архангельск выбрал абсолютно интуитивно — наверное, понравилось название.

— Какое было ваше первое впечатление о городе?

— Это было весьма сумбурно. Я прилетел поздно вечером, а так как здесь не было знакомых, то остановиться было негде. К тому же не смог забронировать гостиницу, и первую ночь провел на скамейке в аэропорту.

Вторым удивлением для меня стала погода. На дворе было 26 августа, а улетая из Калининграда, был в легкой рубашке. Когда я вышел из самолета в Архангельске, то сразу ощутил, почему этот город называют столицей Русского Севера: пришлось срочно распаковывать чемоданы. Но несмотря на это, Архангельск сразу запомнился особенной атмосферой — множество деревянных домов, простор, какая-то внутренняя тишина и спокойствие.

НАУЧИТЬ ЧУВСТВОВАТЬ МУЗЫКУ

За 50 лет преподавания Борис Михайлович обучил несколько тысяч студентов. Среди его выпускников — известные исполнители и преподаватели детских школ искусств.

— В чем специфика работы педагога в музыкальном образовании?

— В среднем профессиональном образовании студенты, как правило, только начинают постигать азы будущей профессии. К нам же приходят ребята с определенной базой. Уровень подготовки разный, и задача преподавателя — найти к каждому индивидуальный подход, помочь раскрыть потенциал.

Но суть не только в технике — важно научить понимать природу музыки. Без этого результат будет посредственным, даже если все сыграно правильно.

— Что вы вкладываете в понятие «природа музыки»?

— Музыка — это универсальный язык, на котором общаются миллионы людей. Как у каждого человека уникальный голос, так и музыка звучит у каждого по-своему. Одна и та же мелодия в исполнении разных музыкантов может восприниматься абсолютно по-разному.

Есть и так называемые эталоны — великие произведения. Но если начать создавать только их копии, получится ли что-то по-настоящему гениальное? Вряд ли. Каждый человек живет в своем ритме, с уникальным опытом и восприятием. И природа звука — в умении выразить свою картину мира через музыку. Этому я стараюсь учить студентов.

— То есть через музыку человек говорит о себе?
— Да. Через музыку мы выражаем такие чувства, которые невозможно сказать словами. В звуке я могу смеяться, страдать, переживать, радоваться, да и вообще делать все, что угодно. Даже если в жизни человек не очень эмоционален, за инструментом он может себе это позволить.

Чтобы передать свои чувства слушателям, нужно прочувствовать эти эмоции, пропустить их через себя и облечь в звук. Но здесь нужно выдержать золотую середину, чтобы не «улететь с головой» в эмоции и не упустить техническую сторону игры. В такие моменты очень легко забыть, какие ноты идут дальше.

РОДОМ ИЗ АВСТРИИ

Борис Михайлович преподает также инструментоведение и с увлечением рассказывает об истории баяна. Инструмент состоит почти из трех тысяч деталей, и его настройка влияет на уникальность звучания.

Одной из ключевых особенностей баяна можно считать обилие его разновидностей. Хоть внешне инструменты очень похожи друг на друга, но они могут кардинально отличаться по разным компонентам: размер мензуры, расстояние между клавишами, типы раскладки клавиатуры и многое другое. Для профессиональных музыкантов баян изготавливают индивидуально.

— Борис Михайлович, расскажите, пожалуйста, откуда на Руси появился баян?

— Многие считают баян исконно русским народным инструментом. Это правда лишь отчасти — русские действительно полюбили его всем сердцем. А началось все в Австрии, в мастерской Кирилла Демиана, где в 1828 году был запатентован первый аккордеон.

Позже на Нижегородской ярмарке появился похожий инструмент — гармоника. Его купил оружейник Иван Сизов, привез в Тулу и там его разобрали до винтика. Мастера быстро освоили производство, слегка адаптировав конструкцию.

Чуть позже гармони начали делать в разных уголках нашей страны, и они получали соответствующие названия: Саратовская, Ливенская, Елецкая рояльная, Череповецкая и прочие. А вот название «баян» появилось в 1908 году, и это уже инструмент, который конструктивно отличается от гармоней.

— Но отчего такая популярность? Были же гусли и балалайка…

— У баяна было сразу много плюсов: яркое звучание, компактность, возможность аккомпанировать и играть мелодии. Его было удобно брать в поездки, играть на застольях и это как-то прижилось. Более того — его брали с собой во время экспедиций на Северный полюс, на нем играли на фронте во время Великой Отечественной войны, поднимая боевой дух солдат. Но вот статус народного был создан искусственно.

— Что это значит?

— В начале XX века большевики искали способ заинтересовать деревенских жителей, и было решено, что агитатору в руки нужно дать эффектный музыкальный инструмент. После споров выбор пал на баян.

С того момента начали активно закупать музыкальные инструменты, подбирать нотный материал и так далее. Стали проводить всесоюзные конкурсы.Первый, кстати, проходил в Большом театре, а среди членов жюри — Луначарский и Глазунов. Все было очень серьезно. Это дало рост популярности баяну, и сделало его русским народным инструментом.

— Играют ли на нем сейчас где-то помимо России?

-В той или иной форме этот музыкальный инструмент представлен практически во всем мире. Например, в Австралии есть оркестр русских народных инструментов, где играют не эмигранты, а местные жители. В Финляндии и Дании — такие же истории.

Например, известный аргентинский композитор Астор Пьяццолла играл на бандонеоне — одной из разновидностей ручных гармоник. Именно благодаря ему, музыка аргентинского танго получила звучание, которое привлекает к ней столько поклонников.

НАС ЖДУТ С ГАСТРОЛЯМИ

С 1978-го года Борис Мацегора руководит оркестром народных инструментов Архангельского музыкального колледжа. Оркестр ежегодно выступает с гастролями по области, каждый раз с новой программой.

Как признается Борис Михайлович, одно из его любимых занятий — управлять оркестром. На дирижера ложится большая ответственность объединить усилия музыкантов для создания единого звучания. Никакая подготовка здесь не поможет — каждое выступление уникально и необходимо чутко ощущать весь коллектив.

— Зачем дирижеру палочка?

— Все очень просто — палочка удлиняет руку и делает движения более выразительными. С ее помощью я показываю, как нужно играть — мягко, резко, громко, сдержанно. Кроме того, музыканты могут не слышать друг друга, особенно на большом расстоянии, и я должен их координировать. Дирижер ведь не может в моменте исполнения говорить команды, поэтому управляет всем при помощи палочки.

Я рассказывал, что каждый музыкант вкладывает свои эмоции в игру. Представьте: в оркестре 40 человек, и каждый чувствует по-разному — кто-то волнуется, кто-то грустит, кто-то радуется. А я должен соединить эти эмоции в одно звучание.

— Насколько известно, ваш оркестр известен за пределами Архангельска…

— Каждый год мы стараемся выезжать в гастрольный тур по районам Архангельской области. Что очень приятно — люди нас там всегда ждут, и собираются практически полные залы. После выступлений подходят, благодарят. У меня есть ощущение, что людиустали от электронной музыки и соскучились по живому звуку.

Поэтому моя задача — показать людям, насколько интересна и богата инструментальная музыка. Я всегда стараюсь выстраивать программу таким образом, чтобы люди могли прочувствовать широкий спектр эмоций: вначале немного раскачать их, увлечь в происходящее, потом дать подумать, заставить их переживать и так далее.

— Как подбирается репертуар оркестра?

— Я стараюсь найти яркие произведения, которые будут понятны и профессионалам, и обычным слушателям. Мы играем русскую классику, зарубежные произведения, музыку из фильмов, джаз, эстраду, народные мелодии. Среди композиций есть джаз, эстрада, русские народные мелодии.

— Какие произведения стали «визитной карточкой» вашего оркестра?

— Таких у нас нет, потому что каждый год я полностью меняю программу. Мне хочется, чтобы музыканты развивались, а не заучивали одни и те же произведения. А единственный способ им вырасти — играть разно-жанровые произведения. Да и важно позаботиться о наших слушателях — зачем им два года подряд ходить на один и тот же концерт?

Из-за этого с каждым годом становится все сложней подобрать репертуар и найти интересные произведения. Например, сейчас мы играем композиции Александра Алябьева и для меня это было настоящим открытием. Он больше известен своей вокальной музыкой, но при этом есть совершенно уникальные симфонические произведения, которые понравились нашему оркестру.

— Назовите ТОП-3 композитора по вашему мнению

— Это вопрос, на который нельзя ответить однозначно. Ведь бывают современные композиторы, которые в моменте очень популярны и звучат интересно, но их произведения не проходят проверку временем. Другое дело — Иоганн Бах. Его музыка живет вот уже более 300 лет, и до сих пор остается востребованной.

В качестве противоположности ему стоит назвать Консуэло Веласкес. Наверняка, это имя вам мало что скажет, но весь мир знает ее песню «Bésamemucho». Был такой французский композитор Поль Дюка, у которого есть просто гениальнейшее произведение — «Ученик чародея». Я люблю эту музыку и с удовольствием слушаю. Но остальные его произведения мне не так близки.

Я все время в поиске музыки, которая будет хорошо звучать в оркестре народных инструментов. И среди них множество разных композиторов: известных и не очень.

БУДЕТ ЛИ МУЗЫКА ЖИТЬ ВЕЧНО?

Говоря о судьбе русской народной музыки, Борис Мацегора подчеркивает, что за рубежом и на федеральном уровне она востребована. Но в регионах интерес со стороны молодежи постепенно снижается.

— Как вы оцениваете состояние музыкальной культуры в России?

— К сожалению, в этой сфере мы многое теряем. Современная музыка часто не затрагивает глубинные эмоции.Есть и хорошие примеры, но их немного.

Что касается образования — в нашем колледже один из самых сильных уровней на Северо-Западе. В отличие от некоторых регионов, у нас стабильный набор студентов. Здесь стоит отдать должное детским музыкальным школам, которые воспитывают в детях любовь к творчеству. Да и в целом, люди на севере более культурные.

— Снижается ли интерес к народным инструментам?

— С годами студентов этого направления становится несколько меньше. Но это отражение общих тенденций в обществе. Например, в 60-е годы баянисты игралидемонстрациях, на гуляньях, на свадьбах. Все пели частушки и песни, танцевали. Молодежь видела, что быть баянистом — это почетно, весело, нужно людям. А сейчас — играет в основном электронная музыка, а на свадьбах — диджеи. Общество изменилось, и с ним изменились музыкальные приоритеты.

— Есть ли риск, что баян уйдет в прошлое и останется только в музеях?

— Я думаю, баян и другие народные инструменты будут жить еще очень долго. Они заняли прочное место в мировой музыкальной культуре, их признали наравне с академическими инструментами.Ведь даже в Парижской консерватории есть класс балалайки. Это говорит о том, что интерес сохраняется, и перспектива у народной музыки есть.

— Как вы считаете, если человечество исчезнет, останется ли музыка?

— Думаю, да. Если через сотни лет жизнь начнется заново, то люди неизбежно придумают музыку. Это способ общения и самовыражения. Будут новые композиторы, новые инструменты — но сама музыка останется. Потому что без нее невозможно.

ЧТОБЫ МАМА МНОЙ ГОРДИЛАСЬ

За годы своей карьеры Борис Мацегора удостоен многих наград, в том числе звания «Заслуженный работник культуры Российской Федерации» и премии «Достояние Севера — 2024».

— Что вы считаете своим главным достижением как педагог?

— Честно говоря, не думаю, что добился «главного». Работа педагога — это постоянный процесс. На смену выпускникам приходят новые студенты, и с каждым нужно начать все заново. Мне интересно работать с молодежью — сам от этого молодеешь.

Я горжусь своими выпускниками. Кто-то стал преподавателем, кто-то — профессиональным исполнителем, некоторые заканчивают престижные консерватории России и мира.

Например, мой выпускник Михаил Тоцкий — один из ведущих баянистов в России. Он ведет активную концертную деятельность по всей стране и за рубежом, пишет аранжировки для оркестра русских народных инструментов и различных инструментальных составов. Несколько лет назад я был на его концерте и с восторгом слушал его игру.

— Что для вас значит звание «Заслуженный работник культуры»?

— Такие награды, конечно, приятны. Это признание твоего труда на федеральном уровне. Но для меня важнее другое. Когда была жива мама, я стремился к этим достижениям, чтобы она могла мною гордиться. Писал ей, когда мои студенты добивались успехов, и знал, как важно это было для нее.Сейчас ту же гордость я вижу в глазах своих детей. И это — лучшая награда.