Редакция
163000 г. Архангельск, пл. Ленина, 4
+7 (8182) 21-42-76, agvs29@mail.ru

Елена Резицкая провела дефиле в историю модного Архангельска

04.06.2025 12:38
Каждый показ в «Чайке» был зрелищной постановкой
На Неделе российской моды с Вячеславом Зайцевым и его сыном Егором – тоже модельером
Сейчас она успешный стилист, хозяйка модельного агентства и школы красоты, но считает самой важной вехой своей творческой биографии работу в театре моды «Чайка».

В 1990-е годы «Чайка» была знаковым явлением культурной жизни, и ее знали далеко за пределами Архангельска. О том периоде Елена рассказала на лекции «Театр моды „Чайка“: дефиле в историю» в краеведческом лектории библиотеки имени Н. А. Добролюбова.

В СССР было всего три театра моды

Театр моды «Чайка» был создан в 1989 году при одноименном швейном объединении, которое впечатляло масштабом производства (только цеха занимали пять этажей) и было очень популярно в Архангельске.

— Те, кто постарше, наверняка помнят 1980-е годы: красивую одежду не достать. Хорошо, если муж — моряк и привозит вещи из рейса. Что-то можно было купить на «толкучке» на втором лесозаводе, — говорит Елена Резицкая. — Когда надо было добыть пальто помоднее или оригинальный приталенный жакет — выручал экспериментальный цех «Чайки». Там художники-модельеры создавали моду. Они не копировали то, что носили в массах, а прогнозировали, что будут носить через год-два и далее. И вот в 1989 году, уже имея хорошее здание со зрительным залом и огромным подиумом, директор швейного объединения Галина Павловна Симонян решила создать театр моды.

Архангельск стал третьим городом в СССР, где открылся театр моды. Похвастаться ими тогда могли лишь Москва и Сочи. «Чайка» взлетела быстро, потому что была настоящим театром: все показы — это зрелищные сценические постановки с сюжетами и режиссурой. Все спектакли ставил режиссер Эдуард Семенович Симонян.

Елена Резицкая пришла в театр моды в январе 1991 года, когда там экстренно набирали новую команду. Первый состав успешно отработал полтора года, а потом раскололся на фоне некоторых разногласий в руководстве и коллективе.

— Это случилось в конце 1990 года, а уже в январе 1991-го набранный второй состав вовсю репетировал. Нам предстояло экстремально быстро войти в существующую постановку, чтобы не сорвать запланированные показы, и сразу готовиться к новому спектаклю, потому что премьеры в «Чайке» выходили к 8 Марта. Два месяца мы буквально жили на работе. С утра — разминки на репетиционной базе, после обеда — постановка на подиуме. Это было тяжело, но мы бежали на работу с горящими глазами! 1991 год — это был слом эпох, революция в мозгах, обществе и государстве, когда все изобретали и строили заново. И ощущение, что ты тоже причастен ко всему новому, — это было классно. Кроме того, мы, провинциальные девчонки, получили доступ к самой модной одежде.

Каждый год шили 150–200 костюмов

В театре моды «Чайка» работали только модельеры с высшим или средним специальным образованием, самоучек и дилетантов в этой сфере тогда не было вообще. Ведущий модельер театра моды «Чайка» Надежда Стуканцева, например, со своей коллекцией «Джинс» заняла первое место на Всесоюзном конкурсе профессиональных модельеров.

Производственные мощности «Чайки» позволяли создавать уникальные вещи: были отдельные цеха вышивки, головных уборов, верхней одежды. Обувь заказывали на архангельской обувной фабрике «Северянка».

— Каждый год отшивалась коллекция из 150–200 костюмов, и на нее ставился спектакль, — рассказывает Елена. — Мы показывали его в течение года, потом приоритетное право выкупа костюмов предоставлялось тем манекенщикам, на кого они были сшиты. Если не было денег или желания — тогда предлагали остальным сотрудникам. Остатки увозили в магазин и продавали всем желающим.

Архивные съемки манекенщиц «Чайки» – 
как будто из модных журналов тех лет
Архивные съемки манекенщиц «Чайки» – как будто из модных журналов тех лет

На встрече в Добролюбовке Елена Резицкая показала фотографии показов «Чайки». Одним из самых ярких был спектакль «Мода XX века», состоявший из коллекций «Взгляд», «НЭП» и других.

— Вечерние платья из коллекций лет пять «гуляли» по Архангельску, — рассказывает Елена. — В начале 1990-х стали проводиться различные мероприятия, требующие соответствующей одежды: губернаторский бал, выставка «Экспо» и другие. «Чайка» единственная в Архангельске обладала запасом уникальных вещей. Это сейчас никого не удивишь смокингами и вечерними нарядами, а в тот момент взять их было больше негде. Кто только из жен высокопоставленных чиновников не выходил в свет в наших концертных платьях. А белый фрак из коллекции брали даже для губернатора.

Коллекции «Новгород» и «Боярыня» сохранились для истории на атмосферных черно-белых фотографиях с показа в музее «Малые Корелы» в 1991 году.

— Этот показ я запомнила на всю жизнь: июнь — и идет снег, — улыбается Елена Резицкая. — Наш художественный руководитель Надежда Акиндиновна Баженова принесла на показ чай с водкой. Мы сначала упирались, говорили, что не пьем. Но на улице было около нуля, мы в тоненьких платьицах, так что в итоге всем пришлось выпить, чтобы согреться.

Настоящей гордостью «Чайки» была коллекция из русских платков, вышедшая в 1994 году.

— Это была первая в стране коллекция одежды из русских платков. Все, что появилось после 1994-го — это уже не уникально, а повтор, — отмечает стилист. — Вся коллекция была расшита павловскими платками, причем на каждом цветочке дополнительно была сделана объемная вышивка с блестками, камнями, стразами. На подиуме все это сверкало.

Некоторые вещи, которые Елена демонстрировала на подиуме, до сих пор остаются в ее гардеробе. Например, из коллекции «Маленькое черное платье».

— Рукава и воротник у этого платья — гофре, сделанное вручную в цехе «Чайки», — рассказывает она. — Я его уже стирала раз восемьдесят, и оно по-прежнему гофре. У платья я перешила пуговки и ношу его чаще всего как длинный блейзер с брюками.

Фурор в Норвегии и показы на заводах

Театр моды «Чайка» много путешествовал не только по России, но и за рубежом. Например, ездили с официальной делегацией Архангельской области в Норвегию, когда начиналось сотрудничество между странами Баренц-региона.

— Мы там вызвали шок, — вспоминает Елена Резицкая. — Начало 1992 года, развал СССР, кризис. Добавьте сюда присущий многим иностранцам стереотип, что наша страна — это медведи, водка, балалайка. А тут модели, как в Париже, и самобытная уникальная одежда. Когда они видели наши шедевры, расшитые золотом, натуральную чернобурку и песца, фантастические пальто, женственную элегантную одежду, мужские костюмы — удивлялись и говорили, что в Норвегии такого нет. В Архангельск мы возвращались налегке: половину коллекции у нас раскупили. После той поездки в костюмы театра моды «Чайка» одевалось полправительства Норвегии. Мы ломали не только границы, но и стереотипы восприятия советских людей иностранцами.

«Чайка» несла высокую моду даже туда, где, казалось бы, ее сложно представить. Из самых необычных гастролей — выступления на Новой Земле и на военном корабле «Адмирал Ушаков». Театр также устраивал показы на заводах и предприятиях.

— Как сейчас помню, в десять утра собираемся, грузимся в автобус и едем на третий лесозавод — тогда это было одно из крупнейших предприятий в Архангельске. Там чуть ли не в туалете переодеваемся и устраиваем показ в цехе. И у тебя задача — не попасть каблуком в дырку, потому что пол железный, на нем клепки, стыки, — говорит Елена Резицкая. — Как-то мы выступали на грузовиках. Их поставили рядом и откинули борта, а мы по ним ходили. И тут главное — между ними не провалиться. Такие необычные выезды мы тоже любили, с нашей стороны это была пропаганда культуры, искусства, эстетики и индивидуальности.

«По подиуму мы просто летали»

Новый маршрут в полете «Чайки» появился в 1995 году, когда стали проводиться Недели российской моды. Самая первая проходила в Сочи. Модельеров тогда уже было много, но именно театров моды оставалось всего три на всю страну: московский (под руководством Вячеслава Зайцева), сочинский и архангельский.

Организаторы сразу решили, что демонстрировать коллекции на первой Неделе российской моды будут модели из Москвы и Сочи. А вот насчет архангелогородцев сомневались — с Севера ехать дорого, стоит ли это того.

В Сочи отправился десант во главе с директором Галиной Симонян, чтобы показать: «Чайка» достойна участвовать. Спектакль, в котором обычно задействовано 20 человек, показали трое манекенщиков: Елена и Спартак Резицкие и Наталья Фридман. Сократили его с полутора часов до 40 минут, но без ущерба зрелищности.

— Это было что-то из серии фантастики, по подиуму мы просто летали, — делится Елена. — У меня платье — десять метров по подолу, я заканчиваю выход, ухожу и через десять секунд появляюсь в другом наряде. Секрет в том, что по пути за кулисы у тебя уже все расстегнуто, зашел, быстро скинул, тебе тут же сзади надевают рукава… Ни одному армейцу даже не снилась скорость переодевания в «Чайке». Конечно, театр взяли для участия в первой Неделе российской моды. Она проходила в Сочи, рулил там всем Вячеслав Зайцев.

Однажды «Чайка» выступала в концертном зале «Россия» с Валентиной Толкуновой. Певица была большой поклонницей «Чайки» и не просто закупалась там, у нее целые программы были выстроены на нарядах архангельских модельеров.

На концерте с Валентиной Толкуновой
На концерте с Валентиной Толкуновой
Закат после рассвета

В начале нулевых Галина Симонян потеряла руководство в «Чайке», у предприятия сменился собственник и первым делом закрыл театр моды.

— Все запасники «Чайки» были варварски уничтожены, — рассказывает Елена Резицкая. — Бывшим сотрудникам звонили и предлагали: если что-то надо — забирайте. Если бы у меня на тот момент был склад — я бы забрала все, чтобы сохранить. Но такой возможности не было. Что-то взял Николай Терюхин, что-то отдали в молодежный театр. Некоторые костюмы попали в фонды музеев — краеведческого и изо. Но это малая часть.

Спустя несколько лет была поставлена последняя точка в истории театра моды — в здании разобрали подиум. Телевидение снимало сюжет про прощание с «Чайкой», и Елену Резицкую пригласили записать интервью у остатков подиума.

— Когда я вернулась домой, двое суток спать не могла, — вспоминает Елена. — Демонстрационный зал «Чайки» по тем временам был шедевром: огромный, просторный, полностью обшитый ковровой дорожкой. К подиуму мы относились трепетно, как к святому месту. Перед репетициями всегда снимали обувь, по подиуму ходили только в носочках или концертных туфлях. Когда театр моды закрылся, зал сдавали в аренду, и прямо на подиуме там продавалась керамическая плитка. А потом его разломали на доски — смотреть было невозможно… Это огромный пласт жизни для очень многих людей. Не только для коллектива, представляете, сколько зрителей прошло через этот зал?

Елена Резицкая с радостью откликнулась на предложение Добролюбовки рассказать о модной истории Архангельска. На лекцию пришли и ее бывшие коллеги по «Чайке», тоже делились своими воспоминаниями.

— Горько, что такой монолит, который казался незыблемым, завершил свое существование да еще и наследия не оставил, — говорит Елена. — Хочется сохранить правду о «Чайке» — легендарном театре моды, который многие годы был лицом Русского Севера, имел прямое отношение к зарождению российской моды и в 1990-е годы давал право Архангельску считаться модным городом.

Наталья Сенчукова