В центре обсуждения — реализация национального проекта «Международная кооперация и экспорт» и задачи по наращиванию несырьевого неэнергетического экспорта.
Открывая заседание, Александр Цыбульский подчеркнул, что ключевая цель нацпроекта — не просто рост экспортных показателей, а структурная трансформация внешнеэкономической модели страны.
— Национальный проект — это не только паспорта и дорожные карты, но и платформа системной работы государства, бизнеса и регионов. Только через координацию усилий можно добиться устойчивого результата, — сказал он.
На заседании выступили Министр промышленности и торговли РФ Антон Алиханов, глава Российского экспортного центра Вероника Никишина, представители министерств экономического развития, сельского хозяйства и промышленности РФ, а также представители регионов: Башкортостана и Татарстана.
— Мы продолжаем скоординированную работу по выполнению поставленных Президентом целей и задач нацпроекта «Международная кооперация и экспорт», у нас выстроено взаимодействие по всем направлениям с министерствами, торговыми представительствами, атташе, институтами развития, — подчеркнул Антон Алиханов. — Особую роль в увеличении объемов несырьевого неэнергетического экспорта и переориентации экспортных потоков играют регионы, всё больше малых и средних инновационных компаний со всех уголков страны включается во внешнеэкономическую деятельность. Хотел бы в этой части комиссию Госсовета и Российский экспортный центр поблагодарить за продуктивную работу вместе с руководством субъектов Российской Федерации.
Глава Минпромторга России отметил также существенный вклад промышленного и аграрного экспорта в ВВП страны: по итогам 2025 года он составил более 13,7 триллиона рублей. Несмотря на усиление санкционного давления, сохраняются объемы внешних поставок, прежде всего в дружественные страны, они обеспечивают порядка 85 процентов — 147,3 миллиарда долларов поступлений за прошлый год.
На заседании комиссии обсуждался вопрос влияния мер государственной поддержки на развитие экспорта. По общему мнению участников заседания, в условиях давления санкционных ограничений без них сложно выстраивать новые логистические маршруты и выходить на новые рынки сбыта продукции.
В бюджете до 2030 года на поддержку развития экспорта запланировано 57 миллиардов рублей, но уже сегодня очевидно, что заявок на получение субсидии будет на гораздо большую сумму, поэтому вопрос о выделении дополнительных средств не снимается с повестки.
С этого года запущена еще одна новая мера поддержки — «раскатка» маршрутов в рамках международных транспортно-логистических коридоров. Эта субсидия предполагает 50-процентную скидку на фрахт, при этом скидка будет предоставляться экспортеру сразу, а не в качестве компенсации понесенных затрат.
— Мы полагаем, что это позволит стимулировать и мотивировать экспортёров открывать новые страны для экспорта, рассчитываем, что выход в Африку и Южную Америку будет обеспечен благодаря этой работе. В этом году у нас по плану 1,2 миллиарда рублей предусмотрено на данную меру поддержки. Надеемся, что в следующем году мы сможем расширить количество маршрутов, которые будут субсидироваться, и, соответственно, предусмотреть больше средств на это направление, — сообщил Роман Чекушов.
Одним из ключевых направлений обсуждения стало развитие зарубежной экспортной инфраструктуры — индустриальных зон, логистических центров, торгово-выставочных павильонов.
— Такая инфраструктура уже сегодня формирует конкурентные преимущества для российских компаний и должна стать основой для новой модели экспортной экспансии, — отметил Александр Цыбульский.
Важнейшую роль в этой работе играет Российский экспортный центр. Как оператор государственной программы продвижения национального бренда «Сделано в России», принятой в этом году Правительством по поручению Президента, РЭЦ продолжает системную работу по усилению позиций отечественных производителей за рубежом, в том числе за счёт развития зарубежной инфраструктуры.
В ходе заседания особое внимание было уделено передовому опыту субъектов Российской Федерации в создании зарубежной промышленной инфраструктуры. Свои практики представили Республики Башкортостан и Татарстан — регионы, демонстрирующие высокую эффективность в выстраивании международной кооперации и локализации отечественного бизнеса за рубежом.
Заместитель премьер-министра Татарстана — министр промышленности и торговли республики Олег Коробченко и министр внешнеэкономических связей и конгрессной деятельности Башкортостана Маргарита Болычева подробно рассказали о системной работе по созданию в дружественных странах торговых представительств, индустриальных и логистических площадок, а также о результатах размещения российских производств на ключевых зарубежных рынках.
По итогам обсуждения Александр Цыбульский предложил использовать этот опыт для масштабирования на федеральном уровне. В частности, было инициировано создание единого открытого реестра региональных практик по развитию внешнеэкономической инфраструктуры.
— К нам всё чаще обращаются лесопромышленники, зарубежные партнеры, которые готовы инвестировать в выставочную деятельность, чтобы знакомить потенциальных партнеров с российской продукцией, — подчеркнул глава комиссии. — Поэтому крайне важно не снимать эти вопросы с повестки дня. Экспорт — это доходная статья бюджетов. Понятно, что все мы сосредоточены на выполнении своих расходных обязательств, но очевидно, что, не инвестируя в экспорт сегодня, мы завтра получим меньше средств на выполнение своих задач.
На заседании комиссии в очередной раз прозвучала тема поддержки региональных центров поддержки экспорта. Александр Цыбульский отметил, что на сегодняшний день сохраняется критически высокая степень неопределённости в вопросе финансирования их деятельности в 2025 году. По его словам, задержка в доведении средств ставит под угрозу стабильную работу этих структур, которые фактически являются «фронт-офисами» экспортной системы на местах.