Редакция
163000 г. Архангельск, пл. Ленина, 4
+7 (8182) 21-42-76, agvs29@mail.ru

Общий дом шире, чем стены квартиры: в Архангельске проходят семинары по управлению МКД

05.08.2025 11:20
В столице Поморья проходят встречи в рамках регионального проекта «Жители МКД. Соседи». Первое из цикла просветительских мероприятий состоялось в Архангельском городском культурном центре.

Региональный проект «Жители МКД. Соседи» реализуется уже на протяжении трех лет. Он инициирован губернатором Архангельской области Александром Цыбульским и нацелен на то, чтобы вовлечь жителей к участию в решении вопросов по общедомовому имуществу, выстроить коммуникацию между соседями, в целом заинтересовать людей сферой ЖКХ.

Руководитель агентства по тарифам и ценам Архангельской области Елена Попова рассказала участникам встречи о формировании тарифов. Темой выступления и. о. регионального министра труда, занятости и социального развития Павла Котлова стали меры поддержки, субсидии и льготы для жителей Поморья.

Среди рассмотренных на мероприятии направлений –бесплатное приложение «Госуслуги. Дом». Это один из инструментов, упрощающих коммуникацию внутри дома, который позволяет быстро обмениваться информацией, оперативно решать возникающие вопросы и совместно принимать решения.

О возможностях приложения и рекомендациях по культуре общения в общедомовых чатах рассказала заместитель министра ТЭК и ЖКХ Архангельской области Наталья Сорванова.

— Мобильное приложение было запущено на территории региона в 2023 году. Наш субъект выступал пилотным, и на сегодняшний момент удобство этого сервиса оценили уже 107 тысяч северян, — отметила замминистра.

Приложение направлено на решение комплекса задач. Это в первую очередь выстраивание коммуникации между соседями, между управляющей компанией и жителями, между ресурсоснабжающими организациями и жителями, между ресурсоснабжающими организациями и УК.

Кроме того, «Госуслуги. Дом» позволяет вовлечь граждан в решение общедомовых проблем.

— Очень часто человек воспринимает все, что происходит за пределами стен его квартиры, как чужое. А если мы живем в индивидуальном доме, то решаем все проблемы. Так вот, чтобы пришло осознание, что все общее имущество в доме, в том числе и мое, создано данное приложение, — рассказала Наталья Сорванова. — Кроме того, оно позволяет обеспечить информационную осведомленность жителей и создать общую коммуникацию, когда мы можем обсуждать наболевшие вопросы.

Приложение доступно для собственников помещений, а также в настоящий момент добавлена функция гостевого доступа, когда владелец жилья может делегировать другим людям (родственникам, друзьям, арендаторам) свои полномочия по передаче данных по счетчикам, по оплате коммунальных услуг. Однако «гости» не могут добавляться в чат и принимать участие в собрании собственников.

Самая популярная функция «Госуслуги. Дом» — заявка в управляющую организацию.

— В дневное время большинство жителей находится на работе, а вечером вопросы, касающиеся коммунального хозяйства, уже нет возможности решить. В приложении же заявку можно отправить в любое время, прикрепить фотографию, что также упрощает коммуникацию, — подчеркнула Наталья Сорванова.

Кроме того, сервис позволяет подать заявку коллективно, когда к запросу одного собственника присоединяются другие. На исполнение заявки дается в среднем шесть дней. При этом пользователи могут оценить, насколько они удовлетворены решением проблемы. Система проанализирует «настроения» жильцов МКД, и в случае общей оценки «неудовлетворительно» ГЖИ проведет проверку по данному случаю.

Еще одна значимая функция «Госуслуги. Дом» — возможность провести общее собрание собственников онлайн.

— Те, кто проводил собрания собственников вживую, проходя ногами всех соседей, знают, как это непросто — объяснять, носить с собой определенное количество бумаг и вообще застать жильцов дома, — отметила замминистра. –Здесь жеесть все документы прикрепляются на самой платформе, через «Госуслуги» приходит уведомление, что в доме проходит общее собрание собственников. Вы можете зайти в приложение, ознакомиться с документами и проголосовать. В конце формируется протокол, который также размещается в системе. Это не исключает проведение очных собраний, которые дополняют тех, кого «не поймали» на «Госуслугах».

Наладить контакт между соседями позволит такая функция, как домовые чаты. Здесь жильцы могут обсуждать как злободневные вопросы, так и, например, организовать совместную высадку цветов или украшение подъездов к празднику.

Также в приложении можно передать показания приборов учета: они сведены в единую таблицу. Поэтому собственникам не придется отправлять цифры по газовым счетчикам по телефону, по электричеству — на электронный адрес и так далее. Немаловажно, что оплата ЖКУ через «Госуслуги. Дом» происходит без процентов, которые начисляются банком.

«Госуслуги. Дом» — это не только удобно, но и безопасно: система интегрирован с ГИС ЖКХ, что позволяет оберегать пользователей от мошенников в сфере ЖКХ.

В ходе семинара у представителей УК, ТСЖ, председателей домов и старших по подъездам, активных жильцов была возможность задать вопросы по капремонту, исполнению своих обязанностей управляющими организациями, конкурсу «Лучший дворик».

Подобные встречи в течение августа пройдут в различных округах Архангельска.


Дмитрий Морев, глава Архангельска:

— Тема жилищно-коммунального хозяйства очень важная, многогранная, связанная с постоянными изменениями в законодательстве, — тем важнее участие активных жителей, представителей управляющих компаний и ТСЖв подобных просветительских мероприятиях.

На первой встрече регионального проекта «Жители МКД. Соседи» мы говорили о тарифах и льготах, о распределении полномочий в сфере ЖКХ, правах и обязанностях потребителей услуг, о ресурсах, помогающихграмотно управлять домом, распределять средства капитального, текущего ремонта, облагораживать прилегающую территорию. Все это, безусловно очень важно, потому что сегодня есть много возможностей повысить качество жизни в своем доме, но не все ими пользуются.

Надежда Виноградова, депутат областного Собрания:

— В Архангельске состоялся семинар «МКД Соседи». Программа получилось насыщенной: представители органов власти, фонда капремонта, эксперты сферы ЖКХ и общественники раскрыли его участникам многие нюансы в части содержания имущества многоквартирных домов, благоустройства дворовых территорий, тарифного регулирования и по другим важным темам. Получилось полезно и актуально, ведь с каждым годом мы видим, что горожане не просто требуют от власти и управляющих компаний позитивных изменений. Они сами на уровне ТСЖ, ТОСов, советов домов активно влияют на качественное изменение жилого фонда и благоустройство дворов. Думаю, теперь эта работа неравнодушных северян станет еще более результативной.

Наталья ЗАХАРОВА, фото автора