Редакция
163000 г. Архангельск, пл. Ленина, 4
+7 (8182) 21-42-76, agvs29@mail.ru

Дмитрий Морев: «Благодарен судьбе за возможность лучше узнать Архангельск»

08.10.2025 15:11
Глава города подвел итоги пятилетнего пребывания на посту градоначальника и поделился своим видением развития столицы Поморья.

Несмотря на пятилетнюю закалку на посту главы города, Дмитрия Морева по-прежнему задевает несправедливая критика. А еще он искренне радуется реализованным проектам благоустройства, километрам отремонтированных дорог, старается кроме существующих проблем видеть красоту в родном городе и считает важным всегда быть честным с жителями.

29 октября городская Дума выберет главу Архангельска. Согласно законодательным изменениям кандидатуры на этот пост выдвинул губернатор Александр Цыбульский, опираясь на предложения, представленные региональными отделениями парламентских партий и областной Общественной палатой. Кандидатуры две. В их числе действующий глава города Дмитрий Морев.

— Дмитрий Александрович, за любым руководителем стоит команда. Как выстраивалась работа внутри коллектива?

— Я не сторонник резких перемен. Часто, когда приходит новый руководитель, он сразу меняет команду. Я считаю, что важно опираться на тех, кто давно работает в администрации, поддерживать их сильные стороны и работать над слабыми. Сейчас у нас сложилась команда профессионалов, знающих свое дело.

Я часто прислушиваюсь к коллегам, ведь глава города не может быть экспертом во всех вопросах, поэтому важно полагаться на профессионалов, которые работали до меня и работают сейчас. Их мнение для меня очень важно, хотя иногда мои идеи сталкиваются с реальностью, например — с законодательными ограничениями.

— Наверняка, когда вы только вступили в должность, у вас было свое видение проблем. Как оно изменилось и какие аспекты вы выделили бы в первую очередь?

— Конечно, я уже был знаком с основными проблемами города. Возможно, не осознавал глубину некоторых из них, но в целом понимал ситуацию. Поэтому, когда я начал работать, значительных открытий для меня не было.

— А в каких, на ваш взгляд, направлениях за эти пять лет удалось достичь ощутимых результатов?

— Может быть, я вас удивлю, но это дороги. Это мое мнение, основанное на фактических данных. И да, в числе основных проблем Архангельска состояние дорог жители считают едва ли не главной.

Конечно, есть серьезные проблемы с состоянием грунтовых дорог третьей категории, в основном на островных и окраинных территориях. И на них необходимо сосредоточить свое внимание администрации города и правительству области в дальнейшей своей работе.

Что касается асфальтовых дорог первой и второй категории, за последние пять лет мы добились заметного прогресса. Конечно, еще много дорог нуждаются в ремонте. Примером может служить улица Выучейского, которую отремонтировали около 12–15 лет назад, и теперь она снова требует внимания.

Если говорить о центральной части города, мы отремонтировали практически все основные магистрали. Параллельные улицы, такие как проспект Троицкий, еще требуют вложений, но многие поперечные улицы от улицы Гагарина до улицы Розы Люксембург уже в порядке.

Заметно улучшилось состояние покрытия, хотя некоторые участки, такие как улицы Володарского и Логинова, еще требуют ремонта. В этом году мы также активно работали в Соломбале, отремонтировав улицы Советскую, Терехина и проспект Никольский. В Маймаксанском округе полностью обновили улицу Победы, которая пять лет назад была в ужасном состоянии.

Проспект Никольский
Проспект Никольский

На левом берегу отремонтированы улицы Дрейера и Зеньковича. Хотя проблема качества дорог — номер один по обращениям жителей, я считаю, что мы сделали многое. Некоторые улицы были отремонтированы без тротуаров, но нам удалось также сделать дороги совместно с пешеходными дорожками, газонами и освещением. Например, проспект Ломоносова, который по нацпроекту был капитально отремонтирован в прошлом году.

Не могу не отметить наши достижения в части благоустройства территорий — за пять лет обновлено 48 парков и скверов. Это хороший темп, я считаю.

— Однако сейчас у горожан больше претензий к состоянию дворовых территорий…

— Да, мы придерживались стратегии, которая, конечно, ограничена в средствах, но была направлена на то, чтобы охватить как можно больше территорий. Мы сосредоточились на парках и скверах, а также проводили ремонт дворовых проездов по собственной муниципальной программе. Работы по ремонту дворов еще не завершены, мы сделали только половину из запланированного, но стараемся, чтобы жители увидели асфальтовый укладчик у дома и новый парк или сквер в шаговой доступности.

— Какие проекты вы считаете самыми яркими и интересными за последние пять лет?

— Для меня самым памятным проектом стала Буяновая пристань. Это был сложный и необычный проект для Архангельской области. Мы первыми реализовали подобное сооружение на свайной основе, и многие главы округов приезжали посмотреть, как это было сделано. Этот тренд подхватили — сегодня подобные набережные есть, например, в Верхней Тойме, Вельске.

— В части набережной вы достигли своей цели, соединив ее для пешеходов от Северодвинского моста до Кузнечевского.

— Да, сначала соединили два участка набережной сквозным проходом за Дворцом детского и юношеского творчества. Это было непросто, хотя объем работ на самом деле не столь большой. Сложнее было пройти все согласования. Но благодаря поддержке губернатора все получилось. А в этом году мы в рамках нацпроекта завершили благоустройство последнего участка — от «Алвиза» до Кузнечевского моста.

В этом году завершено благоустройство участка набережной от «Алвиза» до Кузнечевского моста.

Развитие набережной, конечно, продолжится. На ней появляются яркие акценты — скульптуры, арт-объекты. Есть намерение развивать здесь торговлю — у нас уже есть какое-то небольшое количество мобильных точек общественного питания на набережной, а недавно появились еще три современных красивых фудтрака. Мне кажется, они выглядят достойно, правильно предлагают нашу национальную поморскую кухню, это туристам точно понравится. Планируется, что один такой фудтрак расположится в районе площади Мира, другой — на Буяновой пристани, третий — на Красной пристани.

Ну, а что касается самой набережной, то необходим еще ремонт в центральной части, нужен ремонт проезжей части верхней набережной, ну и все мы ждем завершения реконструкции площади Профсоюзов и строительства кампуса «Арктическая звезда», которые также привнесут свой колорит.

— К сожалению, у Архангельска кроме дорог есть немало других проблем. Самая острая — аварийное жилье. Все с нетерпением ждут старта новой федеральной программы, но есть и другие механизмы расселения…

— Совершенно верно. И мы в Архангельске стараемся их использовать в полной мере. В частности, активно работаем с застройщиками в части реализации программы комплексного развития территорий (КРТ). Главная проблема этого механизма, пожалуй, в стоимости квадратного метра жилья, которую застройщик предлагает собственникам в качестве выкупной. Определяется она не нами, а действующим законодательством. Однако по инициативе губернатора внесены предложения, направленные на более справедливую оценку стоимости жилья. Ну и в целом в ходе реализации программа совершенствуется. Эти проекты мы будем продолжать дальше, дорабатывая механизмы взаимодействия с застройщиками.

Не надо забывать и о таком инструменте, как масштабные инвестиционные проекты. В следующем году, например, в Архангельске сдается первый многоквартирный дом в рамках масштабного инвестпроекта. Застройщик передаст администрации 46 квартир. И таких проектов у нас девять. Правда, не все они связаны с жильем — в части соглашений застройщик обязуется построить и передать городу социальные объекты.

Но, разумеется, главный инструмент решения проблемы с аварийным жильем — это федеральная программа: по объемам расселения с ней не сравнятся ни проекты КРТ, ни масштабные инвестиционные проекты. Уверен, что мы вскоре приступим ко второму этапу переселения.

— Дмитрий Александрович, не ошибусь, если скажу, что к топ-3 городских проблем можно отнести и ситуацию с состоянием коммунальных сетей. А учитывая активную застройку города, потребность в их обновлении становится все острее. Есть ли у вас видение решения проблемы?

— Что касается водоснабжения и водоотведения, то здесь, на мой взгляд, ситуация выравнивается. Мы заключили два концессионных соглашения с «Росводоканалом». Предприятие обновляет существующие сети, прокладывает новые, реконструирует насосные станции, очистные сооружения в рамках своей инвестпрограммы. Число аварий на этих сетях снижается, что не может не радовать.

Работы по восстановлению канализационного колодца на набережной

А вот в сфере теплоснабжения ситуация сложнее, но есть и позитивные моменты. В частности, я, пожалуй, не вспомню, когда с такой скоростью мы модернизировали наши локальные котельные, переводя их на газ, пеллеты, щепу. Более того, в Архангельске строятся новые современные котельные. Автоматизированные, где практически не нужно присутствие человека. А я помню, как посещал наши старые угольные котельные: как будто в фильме «Кин-дза-дза!» побывал! Там еще кочегары вручную уголь в котлы подбрасывают. И это в XXI веке! Я рад, что сегодня ситуация стремительно меняется и в Архангельске на смену угольным и мазутным котельным приходят современные — на экологичном топливе, обеспечивающие качественное теплоснабжение.

Не так хорошо дела обстоят с центральной системой отопления. Увы, но инвестпрограмма ТГК‑2 не позволяет компании эффективно модернизировать сети. Уровень их износа продолжает расти, и у нас осталось не так много времени, чтобы переломить ситуацию. Я думаю, лет 5–10. На это требуются серьезные финансовые ресурсы. Конечно, в первую очередь необходимо построить четвертый вывод Архангельской ТЭЦ: это разгрузит существующие центральные магистрали и подстрахует нас, если одна из веток выйдет из строя.

— При вас произошла реформа системы общественного транспорта в Архангельске. На старте было очень много негатива, и по сей день идет ее наладка.

— Могу сказать, что в транспортной реформе точка еще не поставлена и существующая система нас пока не устраивает. Проблем действительно достаточно много. Да, количество жалоб на общественный транспорт снижается, но их по-прежнему много, что не может не тревожить.

Когда мы начинали реформу, нельзя было предвидеть, что значительно вырастут лизинговые платежи, цены на запчасти, ГСМ. Да и фонд оплаты труда закладывался совсем другой. Конечно, можно говорить о том, что это риски самого перевозчика — компании «Рико», ведь они взяли на себя обязательства. Но такая позиция не решит существующих проблем.

В транспортной реформе точка еще не поставлена

У компании по-прежнему сохраняется проблема с кадрами, беспокоит большое количество ДТП с участием автобусов. Не удается решить проблему с автоматическими коробками передач на МАЗах. К слову, стоимость проезда по расчетной модели должна быть выше, но мы уже два года сохраняем тариф на уровне 40 рублей. Чтобы реформа состоялась в полной мере, нам предстоит отработать еще достаточно много моментов.

— Дмитрий Александрович, когда я 11 лет назад приехала в Архангельск, меня поразили грязь и мусор даже на центральных улицах. В последние годы ситуация меняется в лучшую сторону. Уверена, что этому способствовало создание муниципальных учреждений, обязанностью которых стала уборка города. Это ведь была ваша идея?

— Да, это идея моя, и вызвана она была огромными проблемами с подрядными организациями. Какие-то работу выполняли спустя рукава, а какие-то выходили на аукционы, заранее не предполагая выполнять работу. Если вы помните, изначально у нас для этих целей было создано МУП «Городское благоустройство». Оно первым стало брать на себя функции по содержанию общественных территорий.

Техника МУП «Городское благоустройство»

Постепенно, нарабатывая практику, мы пришли к мнению, что муниципальное унитарное предприятие как форма собственности нас не вполне устраивает. Менять ее мы не стали, ведь «Городское благоустройство» занимается еще и ливневой канализацией, содержанием мостовых сооружений и прочим. И у него есть собственная прибыль.

Для того чтобы убирать территорию города и не связываться со слишком большими и сложными процессами передачи объектов из казны в казну, нужно именно муниципальное казенное учреждение, которое не имеет права собственного заработка, существует только за счет бюджетных средств, но при этом оно может брать на себя содержание территории не по объектовому принципу, а по функциональному. Поэтому в 2022 году мы создали МКУ «Чистый город».

— Как бы вам хотелось, чтобы эти два муниципальных предприятия развивались?

— Надеюсь, что нам все-таки удастся войти в какую-то федеральную программу по модернизации ливневки. Это будет главная цель МУП «Городское благоустройство» — модернизировать ливневую канализацию, устроить ее там, где она отсутствует, и отремонтировать существующую. Что касается МКУ «Чистый город», то оно сегодня работает на два округа — Октябрьский и Ломоносовский. Задача — распространить его работу на все округа.

— Вас расстраивает критика в социальных сетях?

— Только в том случае, если она неконструктивная. Знаете, ни в ходе встреч, ни во время рабочих поездок по городу я не сталкивался с негативным отношением горожан к главе. Да, архангелогородцы часто указывают мне на те или иные проблемы, просят обратить внимание. Подходят даже в магазине.

Недавно пожилая женщина остановила в продуктовом и «отругала» за то, что у «Диеты» старую остановку убрали, а новую так и не поставили. Конечно, я объяснил, что знаю об этом, что мы остановку обязательно поставим, и при этом никакого негатива я не ощутил. А вот в соцсетях, где диалог не происходит, что называется, глаза в глаза, негатив присутствует.

Этим летом глава Архангельска провел встречи с населением во всех округах города

Наверное, я слукавлю, если скажу, что научился как-то справляться с этими комментариями. Думаю, это невозможно, это надо быть черствым, толстокожим человеком. Я тоже переживаю, меня расстраивают такие отзывы. Но это часть моей работы, и я принимаю эту часть публичности.

— На ваш взгляд, качественный пиар — он какой?

— Нужно просто быть честным. Людям нельзя врать. Да, бывают ситуации, когда, чтобы не вызвать панику, приходится о чем-то умолчать, понимая, что мы эту ситуацию обязательно решим, без излишних измышлений, предположений и прочего. Но, встречаясь с жителями города и отвечая на их вопросы, я, зная, что проблема не может быть решена в ближайшее время, честно об этом говорю.

Кстати, я недавно подводил итоги программы, с которой шел на выборы главы. Выполнено 90%, остальное, к сожалению, не получилось, в том числе построить аквапарк в Архангельске. Хотя были ситуации, когда мы уже готовы были к заключению договора с инвестором. Но существующие реалии и экономическая неопределенность пока не позволили воплотить эти планы в жизнь. Однако предпосылки к тому, что они все же будут реализованы, есть.

— Изменилось ли ваше восприятие города с тех пор, как вы стали его главой? Что вы чаще видите — его красоту или какие-то огрехи?

— Увы, профессиональная деформация имеет место — чаще я замечаю огрехи. Бывает, что я чему-то радуюсь, но, к сожалению, не так часто, как раньше. Все равно замечаешь: мусор, птиц кто-то опять начал кормить в самых неожиданных местах…

В этой связи вспоминается диалог с Юрием Ивановичем Сердюком, который был главой Приморского района. Он сказал, что, когда выпал первый снег, он просто порадовался и понял, что его «отпустило». А для нас первый снег — очередной вызов и задача к мобилизации, к еще более интенсивной работе. Но когда‑нибудь и я снова начну радоваться первому снегу.

Ирина Колесникова