Редакция
163000 г. Архангельск, пл. Ленина, 4
+7 (8182) 21-42-76, agvs29@mail.ru

В каждом взгляде – жизненный путь: о чем рассказывает выставка фотографий Павла Кононова?

14.11.2025 13:00
В Музее художника и сказочника Степана Писахова в Архангельске можно посмотреть уникальную выставку фотопортретов «Уважаемые трудящиеся» (12+).

Автор проекта — известный в Архангельске фотограф Павел Кононов. Его работы десятилетиями украшали страницы ведущих городских и областных газет. Теперь он представил зрителям свой авторский взгляд на человека через пленочную камеру.

Павел родом из поселка Ерцево Плесецкого округа. С фотографией он познакомился еще в первом классе, когда взял родительский фотоаппарат «ФЭД-2» и сделал на него снимок соседских мальчишек с собакой.

— Так как я был еще маленьким, пленку проявлял папа, а я с огромным интересом наблюдал, как изображение проступает на фотобумаге. Это казалось настоящим волшебством, — вспоминает Павел Кононов.

Увлечение фотосъемкой получило продолжение уже в старших классах, когда семья переехала в Архангельск. Вместе с отцом они часто выбирались на фотопрогулки и искали интересные кадры.

— Как-то мы целенаправленно снимали старинные здания города. Но при проявке именно эта серия удивительно неудачно получилась. Наверное, в этом и есть особенность пленки — никогда не знаешь заранее, каким получится результат, — говорит фотограф.

Вместе с этим он снимал много репортажей для личного архива: совместный отдых, походы, развлечения. Делал фотографии для школьной газеты, а уже более профессионально начал снимать в городском штабе школьников имени А. П. Гайдара. Его фотографии использовались для верстки стенгазет.

Самым масштабным событием для штаба был коммунарский сбор — областная учеба комсомольского актива. Проходил он в районе деревни Копачево и собирал около 250 школьников и вожатых. Смена длилась 24 дня, а Павел помимо участия выполнял там роль фотографа.

— После насыщенного дня я каждый вечер печатал снимки для стенгазеты «Фотоэкспресс». Ложился спать далеко за полночь, но оно того стоило — ребята каждое утро с азартом искали себя на фотографиях, — вспоминает он.

Эта практика, по его словам, стала настоящей школой фотографии: нужно было и участвовать в жизни сбора, и уметь поймать момент, передающий атмосферу мероприятия. К тому же нюансам фотосъемки обучали и старшие товарищи. Одним из них был известный северодвинский фотограф Сергей Кундывус.

После школы последовала армия. Там Павел Кононов даже открыл собственную фотолабораторию. В ней он снимал сослуживцев для дембельских альбомов, делал офицерам фото на документы. Официально об этом не говорили, но услуги пользовалась большим спросом.

СНИМАЛ В ЧЕЧНЕ И КЕЙПТАУНЕ

После армии Павел вернулся в Архангельск и решил продолжить путь профессионального фотографа: ему хотелось снимать для газет.

На дворе стоял 1992 год. Областной Совет депутатов как раз учредил новую газету «Волна», и в штат требовался молодой фотограф. Чтобы проверить способности новичка, в редакции ему предложили сделать серию снимков на тему «Весна».

— Я ответил, что за короткий срок такое задание выполнить невозможно. Весенние кадры нужно снимать заранее, а искать весну по заказу — утопия. Попросил более конкретную задачу, и меня отправили фотографировать парикмахерскую. Через месяц стажировки приняли в штат, — рассказывает Павел.

Однако в штатном расписании место фотографа уже было занято, и Павлу предложили должность редактора отдела информации — с той же зарплатой. Не ожидая никакого подвоха, он согласился. Но уже в конце первого месяца главный редактор Анатолий

Глущенко поинтересовался у юного фотографа его строками для газеты.

— Оказалось, раз я числюсь редактором, то должен еще и писать. Снимать я умел, а вот писать статьи… Но ничего, пришлось учиться, — с улыбкой вспоминает Павел Кононов.

Через некоторое время совершенно случайно ему предложили работу в военной газете «Часовой Севера» при штабе 10-й отдельной армии ПВО. Она тогда только начала выходить в широкую продажу, и в штат требовался фотограф.

Работа в «Часовом Севера» открыла для Павла новые горизонты. Он ездил в воинские части, снимал репортажи, делал памятные фотографии для дембельских альбомов. Все шло прекрасно, пока в 1994 году 10-ю армию не расформировали. Вместе с ней прекратила существование и газета.

Затем Павел Кононов работал в различных архангельских изданиях: «Северный комсомолец», «Правда Севера», «Правда Северо-Запада», «Архангельск — город воинской славы», а также в пресс-службе областного правительства.

За годы этой работы он не только объездил весь регион, но и побывал далеко за его пределами: встречал Новый год в Кейптауне, где снимал смену экипажа Архангельского тралфлота, а также фотографировал первые дни Чеченской войны в качестве военкора. Но самое главное — на своих снимках он запечатлел историю развития Архангельска последних 30 лет.

УВИДЕТЬ МИР ГЛАЗАМИ ФОТОГРАФА

Опыт работы в газетах наложил отпечаток на стиль Павла Кононова. Его фотографии, по сути, репортажные, их главная задача — правдиво и в то же время выразительно показать отрезок жизни.

Некоторые считают, что в репортажной съемке мало творчества: все происходит быстро, нет времени, чтобы вдумчиво подойти к композиции кадра. Но с этим мнением Павел категорически не согласен.

— Как бы ты ни снимал — на ходу, в спешке — кадр все равно проходит через тебя. Ты заранее представляешь, каким он должен быть, и уже в момент съемки ищешь ракурс, чтобы воплотить задуманное. Главное — не просто запечатлеть, а передать суть и глубину происходящего. Чтобы фотография не уступала тексту, а дополняла его, — говорит Павел.

Он признается, что всегда чувствует особую ответственность перед зрителями. Ведь именно фотограф решает, каким они увидят событие или человека. И если в эпоху цифровых камер можно сделать сотни дублей, надеясь, что один из них «выстрелит», то на пленке каждая попытка должна быть осмысленной.

Умение видеть в повседневном человеке историю, а в моменте — смысл легло в основу его выставки. В проекте «Уважаемые трудящиеся» Павел Кононов показывает то, ради чего, по его словам, и существует фотография: чтобы запечатлеть людей — простых, настоящих, со своей судьбой, характером и трудом.

ПЛЕНКА ЛУЧШЕ ПЕРЕДАЕТ ПОРТРЕТ

В этом году Павел Кононов решил сделать персональную выставку, посвященную современным портретам, снятым на пленочную камеру.

— Вся пленочная техника, что у меня когда-то была, со временем куда-то исчезла. Тогда я озадачился поиском камеры своей мечты — Nikon-FM. В советское время она стоила, как половина машины, и была пределом мечтаний, — вспоминает фотограф. — А сейчас нашел ее через Интернет в одном петербургском магазине фотолюбителей. Камера отлично сохранилась, хоть и немолода.

В дополнение к этому он купил аппаратуру для создания фотолаборатории. После проявки тестовой пленки обрадовался, что не забыл навыки и удалось напечатать снимок. Этой радостной новостью он решил поделиться с фотографом Артемом Келаревым, у которого есть своя коллекция раритетных фотоаппаратов.

— У Артема был интересный объектив «Гранит-11н», который подошел к моему фотоаппарату. В качестве теста я тут же сфотографировал Артема. Дома напечатал этот снимок, и жена сказала, что фото получилось замечательное. Тогда я понял: нужно сделать целую серию портретов, — рассказывает Павел.

Он использовал аэрофотопленку «Тасма» — такую применяют при съемках с самолетов, поскольку она дает высокий контраст даже в дымке. Проявитель пришлось искать отдельно — нашел подходящий состав в Уфе. Портреты напечатаны на фотобумаге «Унибром» предприятия «Славич», формат — 30×40 сантиметров. Все вручную, без цифровой обработки.

По мнению Павла, пленочная съемка — самая правдивая: такой кадр не обрабатывает процессор цифровой камеры и не вносит «улучшений» при помощи фильтров. Момент передается с документальной точностью и всеми несовершенствами. Он убежден, что для портретов такая техника подходит идеально.

— Кстати, цвет часто только мешает. В черно-белом кадре остается главное — эмоции, взгляд, характер. Цвет дает слишком много свободы, и в итоге кадр тонет в шуме. А в монохроме остается главное, — говорит Павел Кононов.

Работая над проектом, Павел начал подбирать героев. Первой стала заведующая Музеем художника и сказочника С. Г. Писахова

Наталья Козлова, которая с энтузиазмом поддержала идею выставки.

— Мы ходили по залам музея, искали интересные локации, снимали. В процессе не задумывался об основах композиции и построения кадра, но уже после понял, почему эта фотография из всех оказалась более гармоничной: здесь есть рифмы, линейная и воздушная перспективы, — рассказывает фотограф.

Следующим героем стал глава Исакогорского и Цигломенского округов Николай Боровиков.

Однако на фотографии Павла Кононова он предстает не в привычном амплуа чиновника, а в качестве увлеченного спортсмена. Немногие знают, но Николай Валерьевич долгое время занимается карате-кекусинкай. Чтобы передать энергию, снимок делали после изнурительной тренировки, что отражается во взгляде героя кадра.

У каждого портрета — своя история. Например, для фотографии командира воздушного судна Л-410 Валерии Мининой использовался узнаваемый многими образ девушки в фуражке с пропеллером самолета на заднем плане. Владелец питомника «Садовод» Валерий Рушаков — в романтичном кадре с ромашкой в руке.

Некоторые съемки требовали настоящих усилий. Чтобы сфотографировать руководителя издательства «Достояние Севера» Петра Симакова, пришлось десять часов грести на веслах до острова Мудьюг. Руководителя национальных парков «Кенозерский» и «Онежское Поморье» Александру Яковлеву снимали в деревне Луде после непростой поездки по местным дорогам.

Так родилась выставка «Уважаемые трудящиеся». Среди ее героев — руководители крупных предприятий, сотрудник ОМОН и хирург. Каждый человек — профессионал в своем деле, пользующийся уважением среди коллег.

— Я благодарен каждому, кто согласился стать героем проекта. Глядя на итог выставки, могу смело сказать, что удалось в полной мере передать замысел изначальной идеи, — отметил Павел Кононов.

Каждый портрет показывает не просто черты лица человека, а рассказывает историю о нем. Вглядываясь в детали, ты домысливаешь события, которые связаны с его профессией, и пытаешься лучше узнать человека через снимок.

И, пожалуй, слова здесь уже лишние. Лучше самому увидеть эти снимки.

Александр Гавзов