Редакция
163000 г. Архангельск, пл. Ленина, 4
+7 (8182) 21-42-76, agvs29@mail.ru

Библиотека имени Добролюбова уже три года проводит цикл лекций «Художники книги»

08.12.2025 17:00
Читатели разрушают стереотипы о первичности и вторичности текста и иллюстрации, узнают много нового о выдающихся художниках, видят лучшие образцы книжной графики.

С любопытством исследователя рассматривают обложки и форзацы, орнаменты и иллюстрации, разбираются в многообразии шрифтов. Мы поговорили с автором цикла лекций, главным библиотекарем Центра культурных и просветительских программ Архангельской областной научной библиотеки им. Н. А. Добролюбова Мариной Антипиной и узнали много интересных подробностей об этом проекте.

— Почему возникла идея создать цикл бесед именно о тех, кто отвечает за визуальное оформление изданий?

 — Я около тридцати лет проработала в отделе литературы по искусству и, конечно, мы постоянно погружались в искусство книги, делали выставки, организовывали крупные акции. Но какой-то систематической подготовки лекций не было. А в Добролюбовке богатейший фонд, помимо старопечатной книги есть, например, редкие книги 20-30 годов, потрясающие издания периода Оттепели.

В 2015 году мы готовили большую выставку «Книга художника», посвящённую искусству иллюстрации и творчеству российских художников-графиков, начиная c XIX века по нынешний день. В экспозиции собрали немало уникальных изданий из фонда Добролюбовки. 

Это действительно живые свидетели ушедших эпох — оригинальные и факсимильные издания «Мира искусства»; книги-манифесты футуристов; литературные эксперименты, оформленные художниками-конструктивистами; книги талантливых советских графиков; образчики современного графического дизайна, в том числе, созданные архангельскими художниками. Чтобы рассказать об этой экспозиции, была проделана колоссальная работа по сбору и анализу информации.

 — То есть путь к созданию цикла был очень логичным и последовательным.

 — Да. В 2017 году, когда мы проводили акцию «Ночь искусств», библиотека начала сотрудничать с «Плакат-Центром» и дизайнером Виктором Тяпковым. Благодаря им к нам приезжали удивительные люди. Среди них Владимир Кричевский, графический дизайнер, искусствовед, художественный критик; Алексей Домбровский, дизайнер, исследователь наследия художника-графика Сергея Чехонина.В марте 2022 года в рамках фестиваля §графика прошлалекция дизайнера Евгения Корнеева «Работа с формой, структурой и графикой книги». Это было очень увлекательно — погружаться в тему вместе с профессионалами. Кроме того, за всё это время у нас всегда было очень плодотворное сотрудничество с коллекционером, искусствоведом, знатоком книжной графики и иллюстрации, Андреем Зубрием. Благодаря ему в Добролюбовке можно было увидеть редкие и уникальные, оригинальные работы многих мастеров -Владимир Дувидов, Г.А.В. Трауготы, Май Митурич, Игорь Макаревич и других

Когда мы оказались в ситуации, что заниматься выставочной деятельностью не можем, но планируем в новом здании открыть печатную мастерскую, проводить занятия печатной графикой, появилась идея подготовить базовый курс лекций про художников книги. Конечно, первая встреча была посвящена Владимиру Андреевичу Фаворскому.

— Почему именно этому художнику?

 — Искусство книжной графики невозможно представить без такого имени, именно он внес величайший вклад в искусство оформления книги, именно он возродил технику ксилографии после почти трехсотлетнего упадка.Пожалуй, лучше самого Фаворского о нем никто не сказал: «Я не иллюстрирую произведения, а создаю книгу».На протяжении 15 лет Фаворский работал над гравюрами на дереве к изданию «Слова о полке Игореве». Широко известны его гравюры, посвященные творчеству Бёрнса, Шекспира, Пушкина, Лермонтова, Маршака.В нашем фонде есть удивительные книги, прежде всего — издание с подлинно библейским текстом «Книга Руфь», вышедшая в 1925 году в издательстве Сабашниковых и ставшая центральной работой раннего творчества художника.

Владимир Андреевич создал собственную теорию оформления изданий, в каждой его работе — философская глубина и яркость образов, высочайшее мастерство, красота и добро.

 — О каких мастерах книжной графики Вы уже рассказывали на своих лекциях?

 — Всего мной подготовлено шестнадцать лекций. Художники, о творчестве которых я рассказываю читателям: Иван Билибин, Владимир Фаворский, Александр Дейнека, Кузьма Петров-Водкин, Мартирос Сарьян, Владимир Лебедев, Владимир Конашевич, Фёдор Лемкуль, Дмитрий Бисти, Сергей Чехонин, Николай Куприянов, сестры Галина и Ольга Чичаговы, Евгения Эвенбах, Варвара Степанова, Эль Лисицкий.

Мне всегда интересно, как художник становится художником и что им движет, что приводит в Книгу. Какими инструментами он владел, как изменилась его манера, техника в связи с работой с книгой, именно полиграфическим производством. 

Художник ведь по сути всегда соавтор, поражает, как по-разному один и тот же текст может увидеть и изобразить тот или иной мастер книжной графики. Например, писаховский мир. За почти столетнюю историю его сказки воплощали на страницах книг многие художники. Среди них: Николай Фурсей, Юрий Данилов, Иван Кузнецов, Василий Вежливцев, Евгений Шукаев, Анатолий Сазонов, Сергей Сюхин, Александр Флоренский, Елена Базанова и другие. На своей лекции я сравнивала подходы мастеров к изображению сюжетов северного прозаика. Как с помощью силуэтов можно было оформить обложку сказок или проиллюстрировать волшебный мир с помощью черно-белой графики? Кто из художников взял за основу социально-бытовую сторону сюжетов поморского сказочника или выбрал стиль пэчворк? Каким представляли разные художники балагура Сеню Малину или сварливую Перепелиху? Удалось найти и представить читателям очень интересный материал.

— Ваш самый необычный выбор темы лекции?

 — Однажды поступила просьба — рассказать о художниках книги маленьким читателям, ученикам начальной школы. И я делала лекцию об иллюстраторах сказки «Красная шапочка». Надо сказать, что видение у авторов абсолютно разное. Приведу пример, на мой взгляд, Антон Ломаев —самый интересный иллюстратор молодого поколения. Очень фантазийный, феерический, яркий. Его графику можно бесконечно рассматривать, т. к. в ней много деталей, мелочей, сюрпризов! Он не просто иллюстрирует известные сказки. Он их прочитывает и рассказывает по-своему! Здесь сказку-спектакль показывает бродячая театральная труппа. И за кулисами они все друзья. Волк, Красная шапочка, бабушка и прочие — после спектакля они мирно сидят у костра и пекут картошку. Естественно эта история — только в картинках — текст абсолютно классический.

 — Какие ещё интересные открытия вы совершали в ходе подготовки?

— Почти всё оказывается открытием, когда погружаешься в такие тонкие, очень узкие темы.Например, очень своеобразным явлением в гравюре середины 30-х годов были лаконичные, почти по-плакатному броские и угловато-гротескные иллюстрации Владимира Козлинского (1891 —1967) к «Трем толстякам» Юрия Олеши. Об этом потрясающем художнике я узнала во время подготовки к лекции.

Недавно в Добролюбовке я рассказывала об Эль Лисицком, знаковой фигуре русского авангарда. На лекции мы проследили на примере его работ в книжной графике, как глубокое изучение народного искусства привело его к новаторским приемам супрематизма. 

Обратили внимание на книгу-регистр Владимира Маяковского «Для голоса», состоящую из тринадцати стихотворений и сконструированную Лисицким. За нее он был удостоен приглашения в международное Гутенберговское общество. Это книга-манифест, средства набора и вёрстки тут новаторские. У него прыгали буквы, изображения графические, всё в движении. Он очень почувствовал эту книгу, сделал её визуальной так, что мы увидели эти стихи.

Актуальную афишу новых лекций из цикла «Художники книги» вы всегда найдете на официальном сайте библиотеки.