— Алексей Николаевич, как коллектив управления справился с поставленными задачами?
— Самый объективный показатель нашей работы — количество тех, кому мы помогли добиться исполнения судебного решения, вернули причитающиеся им денежные средства. С удовлетворением отмечу, что в 2025 году наши сотрудники взыскали свыше 9,2 миллиарда рублей. Это почти на 710 миллионов больше, чем в 2024 году.
Мы пополнили консолидированный бюджет более чем на миллиард рублей за счет взыскания фискальных платежей и исполнительского сбора. При этом на исполнении у нас находилось более одного миллиона исполнительных документов. Это чуть меньше, чем в прошлом году, но нагрузка на судебных приставов по-прежнему очень высокая.
— Для судебных приставов всегда в приоритете работа по социально значимым производствам, например — с неплательщиками алиментов. Какие здесь результаты?
— Радует, что количество документов о взыскании алиментов и задолженности по заработной плате сократилось. В пользу детей мы взыскали почти 1,4 миллиарда рублей алиментов, что на 280 миллионов больше прошлогодних показателей.
Почти в два раза больше взыскано и задолженности по заработной плате — свыше 42 миллионов рублей. К примеру, в результате применения судебным приставом принудительных мер компания, сферой деятельности которой являются геологоразведочные работы, выплатила почти 20 миллионов рублей задолженности по зарплате 89 своим работникам.
— Какие меры воздействия на неплательщиков используете?
— По-прежнему одна из эффективных мер воздействия на должников — арест имущества. В прошлом году мы арестовали 1113 транспортных средств и 1078 объектов недвижимости, принадлежащих должникам.
Не желая расставаться с собственностью, многие все же находят возможность и оплачивают долги. Иногда «спасение» происходит буквально в последний момент, то есть когда арестованное имущество уже передано на торги.
Для кого-то мотиватором для погашения долга является ограничение в праве выезда за границу или в спецправе на управление транспортом. В прошлом году применение указанных мер побудило должников погасить долги на сумму 714 миллионов рублей, из которых 167 миллионов — это задолженности по алиментам.
Кстати, для некоторых нерадивых родителей хорошим мотиватором является освобождение от уголовной ответственности за неуплату алиментов. Для того чтобы избежать судимости, 24 должника полностью погасили свои долги перед детьми. К примеру, жительница Онеги выплатила сыну 116 тысяч рублей. Были и более существенные суммы.
— А если должник скрывается?
— Способов найти его много. Например, при розыске автотранспорта активно взаимодействуем с ГИБДД, проверяем автостоянки, парковки у торговых центров. В 2025 году мы подключились к системе «Безопасный город», которая позволяет отследить передвижение разыскиваемого автомобиля.
В поиске должников очень помогают соцсети. Так, в ходе розыска установили страничку в соцсети неплательщицы алиментов, где она разместила фото с отдыха в Краснодарском крае. Сделав запросы о покупке билетов, судебные приставы выяснили дату возвращения должницы в Архангельск и встретили ее на вокзале. В отношении нее возбудили уголовное дело по статье 157 УК РФ.
В целом за год мы нашли 986 должников (из них 542 — те, кто уклоняется от уплаты алиментов); разыскали 148 единиц автотранспортных средств.
— Удается ли службе судебных приставов придерживаться баланса — восстановить нарушенные права взыскателя и при этом соблюсти права должника?
— Это один из основных принципов нашей службы. Чтобы этот баланс соблюсти, законом четко прописаны выплаты, на которые приставы не могут обратить взыскание. К ним, например, относятся алименты, средства материнского капитала, пенсия по потере кормильца и ряд других.
Также напомню, что должники, попавшие в сложную жизненную ситуацию, имеют право на сохранение прожиточного минимума. Для этого надо написать заявление судебному приставу. Наиболее удобный способ его подачи — через портал «Госуслуги». В 2025 году мы обеспечили неприкосновенность прожиточного минимума восьми тысячам жителей региона. Но обращаю внимание, что данной услугой не смогут воспользоваться должники, с которых взыскиваются алименты, возмещение вреда, причиненного здоровью, в связи со смертью кормильца, возмещение ущерба, причиненного преступлением.
И конечно, на особом контроле — обеспечение прав военнослужащих, участвующих в специальной военной операции. В прошлом году в соответствии с законом нами приостановлены исполнительные производства в отношении свыше девяти тысяч должников-военнослужащих и членов их семей.
Здесь тоже есть исключения: мы продолжаем взыскание алиментов, возмещение вреда жизни и здоровью человека, в том числе и в связи со смертью кормильца, взыскание по преступлениям коррупционной направленности. Также в отношении более 1600 участников СВО и их жен прекращены исполнительные производства о взыскании кредитов.
— У службы судебных приставов широкий спектр деятельности. Одно из основных направлений — обеспечение порядка в судах. Какие здесь результаты?
— Наши сотрудники обеспечили безопасность свыше 6,5 тысячи судебных заседаний. За год при осуществлении контроля за пропуском граждан в здания судов и в помещения подразделений управления выявлено 3800 предметов, запрещенных к проносу. Среди необычных предметов, обнаруженных у посетителей судов, были визитница, оказавшаяся складным ножом; ключ, который путем несложных манипуляций превращался в нож; фонарь и тюбик губной помады, оказавшиеся электрошокерами.
— Выдворение незаконных мигрантов — это тоже прерогатива судебных приставов. Какова статистика по нашей области в этом вопросе?
— В прошлом году мы выдворили 53 иностранных гражданина, находившихся на территории страны незаконно. Лидируют среди них граждане Узбекистана, на втором месте — граждане Азербайджана. Был и один гражданин Нигерии.
Судебные приставы по ОУПДС доставили незаконных мигрантов до пунктов пропуска через государственную границу в аэропортах Москвы и Петербурга и передали сотрудникам пограничной службы. Оттуда иностранные граждане отправились на родину. Снова приехать в Россию они смогут только через пять лет.