Редакция
163000 г. Архангельск, Троицкий, 61, 3 этаж
+7 (8182) 21-42-76, agvs29@mail.ru

Виталий Львов: Вместе с городскими властями мы возрождаем комплексный подход к благоустройству общественных территорий

10.09.2021 14:10
Директор ЗАО «Северная Роза» – о том, как должен выглядеть современный город

Компания «Северная Роза» знакома архангелогородцам по таким весомым проектам, как Зарусье и Майский парк, Рябиновая аллея и Молодежный сквер с его исполинскими муравьями.


В этом году предприятие выступает подрядчиком на шести общественных территориях, которые благоустраиваются в рамках программы по формированию комфортной городской среды. Работы уже близятся к завершению.О том, как преобразятся скверы и пешеходные зоны столицы Поморья, о дизайнерских решениях и современных технологиях, применяемых в городском пространстве, озеленении территорий и многом другом – наш разговор с директором предприятия Виталием Львовым.


– Виталий Игоревич, как вы оцениваете реализацию проекта «Формирование комфортной городской среды» в Архангельске?

– С точки зрения организации процесса в этом году все было сделано близко к идеалу, потому что торги состоялись вовремя – в декабре этого года, и уже в зимний период мы внесли предоплату за материалы, у нас было время найти необходимый персонал, приобрести соответствующую технику. Да, были некоторые шероховатости с точки зрения проектных решений, но в процессе выполнения работ мы их корректировали.
Общая стоимость двух муниципальных контрактов, заключенных с «Северной Розой», – 111 миллионов рублей. Благоустройство ведется за счет средств федерального, областного и городского бюджетов. Объемы работ небольшие, по крайней мере, для нашей компании.


– Какой объект из тех, что благоустраиваются «Северной Розой» в этом году, для вас особенно значим?

– Вообще, все объекты интересны, все выбранные территории давно требовали благоустройства. Ломоносовский ДК, например, очень преобразился: серое угрюмое место вдруг заиграло яркими красками, в числе выполненных работ – ремонт парадной лестницы, которую хорошо видно с Ленинградского проспекта. Конечно, тут же всплыли и огрехи: обновленное пространство слишком резонирует с фасадом здания, который давно требуется привести в порядок. Мы также выполняли благоустройство около АГКЦ, и руководство культурного центра оперативно приступило к ремонту входной группы. Это очень правильное решение – все-таки территория должна иметь завершенный облик.
Интересный объект – аллея вдоль улицы 23-й Гвардейской Дивизии, которая объединяет крупный жилой сектор, проходит вдоль школы и детского сада и ведет к торговому центру «Полюс». Там появился широкий бульвар, красивые дорожки, новая линия освещения. Причем эта прогулочная зона сложилась исторически, там огромный поток людей, которые не праздно гуляют, а двигаются на работу, с работы, в магазин, в больницу, школу, садик. То есть это именно та артерия, которой горожане будут пользоваться в ежедневном режиме.

Зона вдоль Воскресенской в районе магазина «Ткани» – это парадная часть Архангельска, и ее давно надо было приводить в порядок. Причем благоустройство повлекло за собой и другие положительные перемены: владельцы помещений, которые находятся на первом этаже дома на Воскресенской, 6, взялись за ремонт своей недвижимости. Они приведут в порядок и территорию, прилегающую к фасадам: озеленят, уложат брусчатку, установят скамейки. Так что, надеюсь, Воскресенская станет «выставочной» улицей Архангельска и будет наряднее, чем Троицкий проспект, – здесь и сама дорога шире, и зеленая часть большая, и тротуары просторные – есть где разгуляться людям.
Сквер на Никольском в Соломбале – еще одна шикарная территория, очень зеленая, с большими игровыми зонами, спортплощадкой, местами для отдыха. Там будет оборудован круг для катания на лыжах – это огромный плюс, поскольку рядом школа, садики. Думаю, это место тоже станет центром притяжения, как парки Зарусье, Майский.


– Есть ли какие-то новые, необычные решения, которые удалось реализовать в этом году?

– Во-первых, везде применяем современное светодиодное освещение, устанавливаем современные светильники. В частности, я могу выделить красивые светильники, которые появились на Воскресенской, в сквере на Никольском – они не только энергоэффективны, но и имеют интересный дизайн.

Вообще, если сравнивать проекты благоустройства, которые реализуются в Архангельске и других российских городах, не столичных, конечно, но таких как Тула, Рязань, Вологда и многих других, то столица Поморья в этом плане гораздо их опережает. Потому что и дизайнерские решения интересные применяются, и новые технологии. Помимо светодиодного освещения, это, например, гидропосев газонов – метод, при котором смесь из газонных семян, удобрений, витаминов, ускорителей роста растений и других составляющих под давлением засеивается, в итоге получается такая бирюзовая корка, и через десять дней мы имеем качественный газон.

Еще одна относительно недавняя тенденция – экопарковка, своеобразный компромисс между обычной парковкой и газоном. При ее обустройстве применяется специальный «ячеистый» бетон, сквозь который потом растет трава. Я считаю, это оптимальное решение – вокруг домов появляются не асфальтовые, а зеленые благоустроенные зоны. Единственный минус – на каблуках женщинам по ним ходить неудобно. В остальном сплошные плюсы: во-первых, вода не скапливается, сразу дренируется, во-вторых зимой механизированно убирать очень удобно.
Сейчас как раз экопарковку мы делаем на 23-й Гвардейской Дивизии.


– Вы высказывались, что в Архангельской области не видели ни одного проекта, где в целом создается комфортная среда, – это, скорее, решение «точечных» задач. По-вашему, каким должно быть благоустройство?

– Я выступаю за комплексный подход. Если мы, например, делаем сквер, то, соответственно, в зоне видимости территория тоже должна быть благоустроена. То есть оборудован хороший подъездной путь, парковки, тротуарная зона, освещение проведено, – весь квартал необходимо привести в порядок. А если мы по грязи будем пробираться к новому скверу и в испачканной обуви ходить по только что уложенному покрытию спортивной площадки или по красивой брусчатке, то это никуда не годится.

Не стоит забывать еще о чем? Помимо того, что объект нужно построить, его потом необходимо еще и содержать. Ведь огромные пространства приводятся в порядок, а средства на их содержание в бюджете не были предусмотрены. Например, того же сквера на Никольском раньше как такового не существовало – территория была заброшенной.
Причем уход за новыми общественными пространствами требует и средств малой механизации, и ручного труда, потому что нельзя загонять туда большую дорожную технику, которой убирают городские улицы. Нужна специальная техника и обученные люди, которые могут сажать цветы, косить траву и подстригать кустарник, ну а зимой, соответственно, убирать снег и украшать территорию, например, к Новому году.


– На ваш взгляд, хватает ли нашему городу красок? В северных городах других стран есть практика устройства разноцветных фасадов и т. д., во многих южных городах используется цветная плитка. Почему у нас так серо?

– Я бы не сказал, что серо. Например, у Ломоносовского ДК трехцветную плитку уложили. А вообще, о цветовой гамме можно спорить. Не думаю, что все должно быть красным и желтым, решение должно сочетаться и с проезжей частью, и с фасадами домов, и нашему климату соответствовать. Иначе уложишь белую плитку – да, красиво, но до тех пор, пока по ней не начнут ходить в межсезонье.

Во многих северных городах, таких как Нарьян-Мар, Салехард, действительно, любят делать фасады красными, желтыми, оранжевыми, поскольку там большую часть года зима. Наверное, для тех территорий это уместно. Но Архангельск все-таки город портовый, и здесь хотелось бы больше приморскую тематику использовать, но никак не «ляпистость» придавать пространству.

Но вообще, я считаю, облик города постепенно складывается, и, думаю, нужно двигаться именно в заданном направлении.


– И все же, наверное, в других городах приходилось видеть какие-то решения в части благоустройства, которые вам бы хотелось воплотить в Архангельске?

– Да, и это в первую очередь касается инновационных вещей. Например, в финских городах часто под тротуарной плиткой прокладывают теплоизоляционные маты – снег на них сам растапливается, и зимой пешеходные дорожки не требуют чистки. Такие решения можно использовать в центре Архангельска. Или, допустим, светодиодная подсветка дорожек, когда светящийся кабель встраивается в края пешеходной части, – тоже интересный элемент, к тому же довольно экономичный.

– Важная часть благоустройства – озеленение территории. Какие деревья больше всего подходят для нашего климата и какие востребованы жителями?

– Самое главное, чтобы выбор зеленых насаждений был экономически оправдан. Я видел некоторые проекты, в которых заложены растения, которые у нас в Архангельской области в принципе не растут, они и сами по себе стоят очень дорого, и требуют соответствующего ухода. Я как подрядчик стараюсь в этих вопросах подсказывать проектным организациям и руководству города, чтобы финансовые средства тратились более рационально. Гарантийные сроки у каждого контракта пять лет, и я лично заинтересован в том, чтобы моя работа простояла не меньше этого периода.
Но люди сегодня хотят всего самого экзотичного, чего в Архангельске нет. Но опять же, повторюсь, если мы высадим каштаны, пальмы, фикусы и прочие «изыски» – они просто не приживутся. Многие просят тую, но по опыту скажу, что это капризный вид: на зиму надо утеплять корневую систему, весной это все вскрывать, и у деревьев очень большой процент «отпада» – многие погибают.

Я сторонник того, чтобы в городе высаживать порядка 10-12 наименований деревьев, к исторически сложившимся по одной-две породе потихонечку внедрять. Конечно, на тех территориях, где это оправданно, – нет смысла в березовой аллее высаживать непонятного вида экземпляры. Все должно быть сделано профессионально, изящно и красиво.
У нас жители часто выступают против тополей. Я считаю, напротив, это хорошие деревья, нужно просто грамотно их высаживать, в нужных местах. Тополь забирает огромное количество грунтовых вод, выступая естественным дренажом, что для нашего города крайне актуально. И плюс растет моментально – в два-три раза быстрее, чем все остальные породы, такие как ель, сосна, лиственница, пихта. Но вообще, в нашем северном городе, конечно, хотелось бы больше хвойных растений, тогда он и зимой и летом будет выглядеть более целостно.

Ну и надо заняться подсветкой садово-парковых зон. В этом году шикарно подсветили высотное здание, поставили буквы «Поморье» на площади Ленина. Надо и дальше заниматься световым оформлением Архангельска, в том числе подсвечивать красивые зеленые зоны – по Троицкому, Воскресенской, набережной. И тогда город будет смотреться современным, молодым.  


– Ну а существуют ли какие-то требования к саженцам?

– Главное – они не могут быть меньше двух метров. Деревья должны выращивать в питомниках и уже потом высаживать в городских условиях, чтобы облик пространства сразу менялся. А не делать из общественных территорий питомник для выращивания саженцев. Иначе мы увидим полноценную аллею лет через 30-40.

– Во многих муниципальных образованиях области, где идет работа над проектом «Формирование комфортной городской среды», отмечают недостаточное количество профессиональных кадров, способных ее реализовывать. Почему это происходит? И что скажете о специалистах своего предприятия?

– Совершенно верно. Настоящая система благоустройства у нас утрачена. Факультеты ландшафтного дизайна выпускают по 30 специалистов в год, но они редко «идут в профессию», все больше в торговлю или по линии бухгалтерии.

Людям же нужно регулярно выплачивать зарплату, а благоустройство – работа сезонная. У нас на Севере «рабочая пора» продолжается с мая до середины октября. А что делать зимой? Поэтому приходится зимний период специалистов занимать снежным содержанием. Но если в таком городе, как Архангельск, это возможно, то в небольших муниципальных образованиях почти нереально.

Поэтому специалисты в районах отсутствуют, соответственно, и проекты там в основном простенькие, банальные: газон, асфальт, плитка. Необходимо, чтобы серьезные организации выходили на объекты в районах, приезжали на два-три месяца на благоустройство сквера, парка, бульвара. А муниципальному образованию останется только содержать территории.

Сейчас «Северная Роза», что называется, пошла в регион. Нас давно приглашали, но мы больше были сосредоточены на Архангельске, частично на Северодвинске и Новодвинске, в этом году в Котласе и Мезени будем заниматься благоустройством общественных территорий, которые там являются «градообразующими».


– Если говорить о дворах. С какими проблемами сталкиваются люди, которые решаются участвовать в федеральной программе и благоустраивать свои придомовые территории?

– С точки зрения организации процесса проблем никаких нет, главное – найти одного активиста, который будет всем этим заниматься. На сайте администрации области, муниципальных образований можно посмотреть, какие нужны документы, – список их совсем небольшой.

Но мы постоянно сталкиваемся с тем, что два-три активиста делают проект на свой вкус, остальные люди молчаливо соглашаются, а потом, когда мы уже выходим на объект, начинаются склоки с соседями. Беда в чем? Кому-то нужен тротуар, а кому-то парковочная зона, одним – детская площадка, другим – спортивная и так далее. Поэтому надо не полениться, сходить на общее собрание и посмотреть, что собираются делать во дворе.

Это и есть главная проблема: на момент принятия решения люди проявляют равнодушие, а когда начинают понимать, какой двор у них будет, «просыпаются», но, как правило, уже поздно что-то менять, потому что материалы закуплены, проекты получили согласование, контракты расторгованы.

Надо учиться договариваться и принимать оптимальные решения. Взять двор на Тимме, 4, где территория делалась комплексно, сразу для трех домов. Там разные ТСЖ, и они захотели иметь отдельные зоны накопления отходов, для каждой многоэтажки свою, с ключами, – чтобы соседи, не дай бог, не выкинули туда свой мусор.
Я считаю, что это неправильно. В больших городах, в том же Петербурге, стоят одна-две контейнерных площадки на несколько домов, и место выбрано оптимальное – чтобы мусоровозу не надо было пробираться через припаркованные машины, портить асфальт. Это и удобно, и экономически выгодно для самих жителей.


– А как, по-вашему, должен выглядеть идеальный двор?

– Идеальный двор – это двор без машин. Когда автомобиль оставляется в подземном, надземном паркинге или в 20-30 метрах от дома. А сама территория используется жильцами для общественных нужд – они там могут в домино поиграть, спортом позаниматься и так далее. Современные дома так и строятся – там уже не стоят машины у подъездов.

Тротуары обязательно должны быть: у нас многие пятиэтажки остались без пешеходной части – в советское время так проектировали. Ухоженные цветы и газоны, зеленые насаждения. Конечно, от сушилок для белья, «хлопалок» надо отказываться.

Не должно быть, чтобы возле одного подъезда было так, а около соседнего по-другому. А для этого жильцы должны взаимодействовать друг с другом, прикладывать усилия к тому, чтобы все было выдержано в едином стиле.

В хорошем дворе пешеходы и автовладельцы не мешают друг другу. Грамотные инженерные решения позволяют им сосуществовать без конфликтов.


– Как вы оцениваете действия городской власти в этом процессе преобразований?

– Городская власть, наверное, так же, как и все участники проекта «Формирование комфортной городской среды», набивает много шишек, опять же потому, что нет специалистов. Все разбираются в электричестве, в трубах, а как должен выглядеть современный город, люди мало себе представляют. Но нельзя не отметить тот факт, что глава города Дмитрий Морев и его заместители «болеют» этим проектом. А раз первые лица дело двигают, а мы помогаем, и, что немаловажно, к нашему мнению городская власть прислушивается, – значит, думаю, результат будет налицо.