Редакция
163000 г. Архангельск, Троицкий, 61, 3 этаж
+7 (8182) 21-42-76, agvs29@mail.ru

Новые автобусы в едином стиле и четкий график движения

24.08.2022 11:52
Как изменятся пассажирские перевозки в Архангельске с реализацией реформы общественного транспорта?

В Архангельске порядка 150 тысяч человек ежедневно пользуются общественным транспортом. При этом качество предоставляемых перевозчиками услуг откровенно не устраивает горожан.

Жители областной столицы жалуются на срывы рейсов, большой интервал движения автобусов, старый автопарк, часто возникают и претензии к культуре водителей и кондукторов.

Изменить ситуацию в корне должна реформа общественного транспорта, которая запускается в Архангельске и Северодвинске уже с января будущего года.

Современные комфортабельные автобусы – такую цель глава Поморья Александр Цыбульский поставил в своем послании областному Собранию депутатов. Власти уже приступили к выполнению задачи, объявлены конкурсы, и в первые дни 2023 года на линию должен выйти новый транспорт.

Сможем ли мы увидеть качественные изменения в пассажирских перевозках? На каких автобусах будут ездить горожане? Как изменится тариф? Об основных положениях реформы общественного транспорта в областном центре рассказал заместитель главы Архангельска по инфраструктурному развитию Игорь Арсентьев.

– Игорь Валентинович, администрация столицы Поморья выставила на конкурс 20 лотов. Все ли маршруты учтены в них?

– Мы объявляем конкурсы на всю маршрутную сеть города Архангельска. Это серьезная транспортная реформа, которую обозначил губернатор Архангельской области Александр Цыбульский во время своего послания областному Собранию депутатов в 2021 году. Направлена она на существенное улучшение транспортного обслуживания населения. Это один из злободневных вопросов, который интересуют каждого жителя Архангельска, с учетом специфики города, наличия островных территорий, протяженности городских маршрутов. Те современные требования, которые предъявляют к транспортному обслуживанию жители города, мы максимально постарались учесть при формировании конкурсной документации.

– На каждый из 20-ти лотов может заявиться отдельный перевозчик?

– Да, мы старались компоновать лоты таким образом, чтобы в каждый из них внести как наиболее прибыльные маршруты, так и наименее привлекательные, чтобы соблюсти баланс и не оставить жителей отдаленных районов города без транспортного обслуживания. Надеемся, такой комплексный подход позволит нам получить подрядчиков.

– Какие основные требования предъявляются к потенциальным перевозчикам?

– Во-первых, глава города Дмитрий Морев ставит задачу, чтобы на линию вышли современные низкопольные автобусы среднего класса, которые будут учитывать потребности маломобильных групп населения. Во-вторых, существенно ужесточены требования к соблюдению графика движения, продлено время работы общественного транспорта до 23:30, поскольку сегодня жители некоторых районов в вечернее время не имеют возможности добраться домой на автобусе.

Также будет полностью фиксироваться пассажиропоток. Это позволит региональному Агентству по тарифам и ценам объективно подойти к параметрам, которые будут заявлять перевозчики при получении регулируемого тарифа. Ну и для нас это ценная информация, потому что пассажиропоток – базис для всех расчетов при организации автобусных перевозок.

Кроме того, автобусы будут брендированы в едином стиле: цвет машин – кобальтово-синий, их украсят герб области, надписи «Архангельская область» и «Открытый Север». Рекламные надписи и конструкции по требованию контракта размещать запрещено. Могут использоваться только аудио- и видео-материалы внутри салона.

Ну и основное требование – на линию могут выйти только автобусы с годом выпуска не ранее 2022 года.

– Очевидно, что на некоторых маршрутах останутся пазики. Они также будут брендированы?

– Абсолютно все автобусы, вне зависимости от их габарита, класса, будут брендированы в едином стиле. На разные маршруты выйдут автобусы разного класса, но на основной вопрос, который интересует жителей, отвечу: наличие машин марки ПАЗ будет минимизировано.

Никакие маршруты исключать не планируется. Кроме того, появятся новые, например, № 25: Морской-речной вокзал – Пирсы. И те автобусные маршруты, которые были особенно проблемными в течение последнего года, будут улучшены с точки зрения изменения графика и локации перемещения автобусов. Еще раз повторю: наша задача – максимально учесть интересы всех жителей при формировании маршрутно-автобусной сети.

– Как вы отметили, в Архангельске есть и прибыльные маршруты, и убыточные. Будет ли город субсидировать какие-то из них?

– Пока можно говорить только о плановом периоде 2023-2024 года, потому что мы живем в рамках трехлетнего бюджета. На 2023-й предусмотрено чуть больше 900 млн рублей, на 2024-й – 1 млрд 18 млн, но я уверен, что и в последующие годы средства на эти цели будут выделяться.

– Один из главных вопросов, волнующих горожан: изменится ли стоимость проезда?

– Действительно, это чувствительный вопрос для всех жителей города. В основу нашего конкурса закладывался рост тарифа исключительно в рамках тех нормативно-правовых актов, которые сегодня действуют. По сути, сегодня речь идет об уровне инфляции, и повышение тарифа будет покрывать текущие затраты перевозчиков, связанные с ростом цен на топливо, техническое обслуживание автобусов и т. д. То есть мы не говорим об основных вложениях потенциального перевозчика, а только о текущих затратах на обеспечение перевозок.

– Конечный тариф будет устанавливать областное Агентство по тарифам и ценам, но какова примерная цифра?

– В 2023 году мы стартуем с 36 рублей. Мы внимательно следим за теми затратами, которые предъявляют перевозчики в Агентстве по тарифам и ценам. Там достаточно строго следят за обоснованием этих затрат, для того чтобы, с одной стороны, рост тарифа обеспечил экономику автобусных маршрутов во избежание тех рисков, которые мы видим в этом году, а с другой – не вызывал негатива у населения.

– Сейчас, как мы знаем, не так велики штрафы за срыв графика, невыполнение рейсов. Каким образом муниципалитет будет контролировать работу перевозчиков?

– Сегодня в рамках контроля за исполнением условий контракта мы действуем строго в рамках законодательства. Но одно могу сказать: требования в новом конкурсе за теми пунктами, которые мы считаем самыми важными: это соблюдение периодичности рейсов, время работы автобуса на линии, другие условия, связанные с качеством оказания услуги, – четко прописаны в контракте, и санкции за их неисполнение тоже четко обозначены.

– Нет ли опасности, что конкурс выиграют недобросовестные перевозчики?

– По условиям конкурса мы предъявляем достаточно жесткие требования к потенциальным перевозчикам. Во-первых, четко регламентируется обновление автобусного парка, то есть уже на первом этапе предполагаются большие инвестиции, которые нужно будет реализовать одномоментно. Это уже говорит о том, что на рынок могут выйти только серьезные игроки. Во-вторых, мы выдвигаем требования к опыту работы – в конкурсе смогут участвовать только профильные организации, которые давно и успешно занимаются пассажирскими перевозками.

В-третьих, транспорт должен быть экологичным: автобусы, которые выйдут на линию, могут работать только на газомоторном топливе – это нивелирует те плюсы, которые, может быть, перевозчики видели для себя при использовании разных видов топлива.

Поэтому сегодня требования, заложенные в конкурсную документацию, позволяют быть уверенными в том, что победителем может стать только серьезный игрок, который работает в этой сфере и сможет справиться с требованиями, которые обозначал губернатор Архангельской области Александр
Цыбульский. И это именно те пожелания, которые высказывают жители. Мы много раз говорили о попытках изменить ситуацию с транспортными перевозками, но она на текущую дату не поменялась.

– Что мы, архангелогородцы, увидим в новом году на дорогах областной столицы?

– 1 января, если все процедуры пройдут положительно, мы увидим новые брендированные автобусы, полную маршрутную сеть, которая обеспечивает всю территорию Архангельска автобусным сообщением, и, надеюсь, совершенно иной уровень оказания услуги.