Редакция
163000 г. Архангельск, Троицкий, 61, 3 этаж
+7 (8182) 21-42-76, agvs29@mail.ru

И станет школа родной

29.03.2023 15:33
Труд учителя заслуживает искреннего уважения, благодарности. Суть профессии в полной мере  понять и оценить может только тот, кто сам стоял у школьной доски
В Архангельской области Год педагога и наставника будет наполнен не только праздничными мероприятиями, но и профориентационной работой со школьниками, встречами с ветеранами педагогического труда, проектами, адресованными сегодняшним учителям. Особое внимание будет уделено программам, направленным на развитие региональной системы образования. О деталях Года педагога и наставника рассказал министр образования Поморья Олег Русинов.



– Наше педагогическое сообщество уже действуют в русле тех мероприятий и событий, которые связаны с Годом педагога и наставника. План формировался совместными усилиями с образовательным сообществом региона: по итогам наших многочисленных встреч с педагогическими коллективами, родительским сообществом, с нашими ребятами которые учатся в средних и высших учебных заведениях. Мы поставили себе цель, что план должен носить неформальный характер, быть насыщенным, интересным, конструктивным, мероприятия должны быть ориентированы на тех, для кого они проводятся, и чтобы они были активными участниками. Показательный пример – сейчас закончился оргкомитет конкурса «Воспитать человека – 2023», и коллеги из всех муниципалитетов проявили к нему особый интерес. Уже подано 147 заявок из всех 25 муниципальных образований. Есть те, кого поддержали в учреждениях, есть те, кто сам проявил инициативу, – таких более 40. Конкурс проводится в шести номинациях, и каждый из наших коллег сможет проявить себя, показать свой опыт, практику, методические разработки, поделиться ими, познакомится с коллегами из других муниципалитетов. Обмен мнениями, дискуссии – все это предполагается в ходе конкурса.

Фестиваль учительских идей
 
– Но ведь конкурс не один в плане мероприятий Года педагога и наставника?

– Конкурсов много, но я бы даже избегал самого слова «конкурс». Это все-таки фестивали учительских идей, новаций, опыта и практики организации учебного процесса, взаимодействия с учениками и родителями, урочной и внеурочной работы. Таких наработок достаточно много. Например, недавно в Институте открытого образования прошел семинар-совещание. Мы с коллегами обсуждали три вопроса: проект «Орлята России» – учителя делились своим опытом работы, всего у нас таких классов в начальной школе более 180; «Школа как культурный центр микрорайона» и «Музейное дело». Много говорили о развитии школьных музеев, о создании новых. Они могут включать самые разные экспозиции: это и история школы, боевые, трудовые традиции, ветераны педагогического труда, известные выпускники – спектр большой. И это потенциал и образовательной, и воспитательной деятельности.

Особый раздел посвящен нашим ветеранам. О ветеранах педагогического труда, об учителях, отдавших жизнь школе, воспитавших не одно поколение северян, нельзя забывать. Также есть раздел, посвященный профессиональной ориентации. Школа сейчас нуждается в притоке молодых специалистов. И работать нужно не только со студентами педагогических специальностей, но и со школьниками, которые сейчас задействованы в образовательном процессе. Поэтому мы много внимания уделяем созданию классов психолого-педагогической направленности. Детям это интересно, это нацеливает их на выбор профессии учителя, педагога. Много в плане событийных мероприятий. Используем современные интересные для молодежи формы. Например, флешмобы. У нас сейчас стартовал один из них – «#УчительНа100Про», который идет в социальных сетях. По-моему, он очень интересный. Люди уже состоявшиеся, имеющие опыт и жизненный, и практический, и управленческий, в совершенно разных сферах нашей жизни, делятся воспоминаниями о тех учителях, которые внесли вклад в их становление как личностей, лидеров, организаторов. Очень интересно это услышать, и потом несколько иначе смотришь на самих этих людей, которые поделились воспоминаниями о своих учителях. И можно сделать простой, но важный вывод – через школу проходят все! И это не просто 10-11 лет жизни, это неразрывная связь с образованием, это твои дети, внуки, которые также идут в школу.

Многогранный педагог

– Как при формировании плана учитывалось мнение педагогического сообщества, ветеранов?

– Люди, которые работают в образовании, очень интересные, неординарные, со своим видением происходящего, со своими оценками, знаниями, компетенциями. И они работают с детьми, с подрастающим поколением. И мнение этих людей нельзя не учитывать. Потому что они формируют общественное сознание на годы вперед. Поэтому такие встречи с учителями дали нам очень много, на них мы видим то, что иногда из стен кабинетов не видно. Приведу один пример. У нас была встреча с клубом «Учитель года». На ней один молодой педагог из Северодвинска с таким увлечением рассказывала о своей работе, о своем общении с детьми, что нам всем волей-неволей захотелось побывать на ее уроке. И нужно сказать, что сложившееся представление об учителях, как людях не творческих, автоматически, для галочки и оценки проводящих уроки, выдающих задания, в корне не верно. Сегодняшний учитель – человек многогранный, и его интересы не ограничены только школой. Он может быть спортсменом, охотником, увлекаться литературой, писать стихи, рисовать, разводить собак. Самое главное – это творческий человек.

– И в Год педагога раскрытию разных сторон личности учителей будет уделено особое внимание?

– Именно! Это не «человек в футляре», это наш современник, живой, динамичный, энергичный, целеустремленный, настроенный на перспективу. Причем – независимо от возраста. Встречи с ветеранами, которые у нас проходят, показывают: нельзя недооценивать или забывать об этих людях.
У них такой потенциал, которому можно только позавидовать.

– Вы упомянули про клуб «Учитель года». Кого он объединяет?

– На первом этапе членами клуба были учителя, участвовавшие в одноименном конкурсе. Сейчас возможностей стало больше. В клуб могут вступить все учителя, которые стремятся поделиться своим опытом. И сейчас это уже сеть клубов. Примеров много: Приморский район, Архангельск, Онежский район – практически в большинстве наших муниципалитетов. И это неординарные учителя. Я уже приводил пример с педагогом из Северодвинска – это Дарья Олеговна Антонова, в Онежском районе таким учителем является моя однокурсница Ольга Александровна Баева. И с такими педагогами очень интересно общаться – убеждаешься, что масштаб мышления, восприятия у них гораздо больше, чем мы привыкли.
 
Сила тока и притяжения

– Что людей влечет в педагогику?

– Наверное, это прежде всего внутренняя мотивация. Просто окончить вуз, получить диплом и квалификацию «учитель» – этого недостаточно. Такой человек долго в школе не проработает. Этим нужно по-хорошему болеть. Нужно любить детей, как банально это ни звучит. Любить свой учебный предмет, владеть искусством преподавания и постоянно его совершенствовать, не ограничиваться теми знаниями, которые есть. Например, в школе № 2 Архангельска работает учитель начальных классов, который действительно зажигает детей. И это не как все мы привыкли – девушка, это молодой человек, парень. И это очень интересно и привлекательно. Эти молодые учителя лучше ответят на вопрос: почему они пришли в школу, что ими двигало, каковы были внутренние устремления, побуждения, мотивы? И в каждой школе сейчас такие педагоги – не редкость, их становится все больше. Им интересно работать, и не всегда это напрямую мотивировано финансово, хотя это тоже важно. Конечно, труд учителя несколько консервативен, иногда монотонен. Есть классно-урочная система, какие бы методики ни использовались, главная задача остается – научить, дать знания и навыки применения этих знаний на практике. То, что сейчас называют функциональной грамотностью. То есть, зная, что такое сила тока, напряжения, уметь отремонтировать электрическую розетку. И сейчас мы обращаем на это внимание с точки зрения оснащения школ – это уже другой уровень.

Сложнее и интереснее, чем в учебниках
 
– Если мы говорим о молодых педагогах, то важно, чтобы они не только пришли в школу, но и закрепились там. И здесь на первый план выходит роль наставников. Неслучайно и Год так называется…

– Это очень важная составная часть наших мероприятий. Наставник ведь это не только педагог. Это и воспитатель, и психолог. Огромную роль играет профориентация, сопровождение сначала студента, потом молодого педагога. Наставник нужен – это жизненная потребность. Жизнь в школе – сложнее и интереснее, чем написано в учебниках по педагогике. Сужу по собственному опыту: когда приходишь работать в школу, первые полгода – это период сложной адаптации. И если тебя не сопровождает более опытный коллега, который знает на практике особенности возрастной психологии, который отработал методику преподавания, умеет работать с детским коллективом, то будет очень непросто. Или взять классное руководство. Если это выпускник вуза, ему немного больше 20 лет – как выстроить работу с родителями, которые могут быть постарше учителя, и значительно? У детей авторитет можно заработать быстрее, а вот у родителей – это непростая задача. И наставник в этом должен помочь. И ведь педагоги трудятся не только в образовании, но и в сфере культуры, в здравоохранении, в спорте. В профильных учебных заведениях работают наши коллеги. Это педагогическое сообщество, которое объединяет всех.

Молодежь идет в школу
 
– И все-таки молодежь идет в школу работать?

– Конечно, идет! Но хотелось бы, чтобы молодых педагогов было гораздо больше. Если бы все выпускники педагогических специальностей нашего САФУ и средних специальных учебных заведений пришли на работу педагогами, то у нас не было бы вообще никаких вопросов с кадрами. Около 240 выпускников в прошлом году пришли в наши образовательные организации. Цифра весомая, но это плод работы всего педагогического сообщества. Сейчас мы активно строим и детсады, и школы. И новая образовательная организация – это всегда формирование педагогического коллектива. И конечно, любой директор хочет, чтобы пришли не только опытные педагоги, но и молодые, инициативные, для которых эта новая школа станет родной. Поэтому выстраиваем системную работу с педагогическими колледжами, с САФУ, с другими вузами, в том числе за пределами региона. Начала работать программа «Земский учитель». Активно занимаемся профориентацией студентов. То есть это системная и постоянная ежедневная работа, направленная на обеспечение качественными педагогическими кадрами наших образовательных учреждений. И конечно, важнейшую роль играют вопросы социальной, материальной, финансовой поддержки педагогов. И в этот процесс должны быть вовлечены и органы местного самоуправления, власти региона, сами учреждения, профсоюзы.