Редакция
163000 г. Архангельск, Троицкий, 61, 3 этаж
+7 (8182) 21-42-76, agvs29@mail.ru

Люди просто хотели жить...

29.03.2023 15:55
Это фильм о надежде и том, что каждый может оставаться 
человеком даже в аду – это вопрос не обстоятельств и времени, 
а личного выбора и нравственных качеств каждого.
Сегодня российский зритель испытывает настоящий «киноголод» – из-за антироссийских санкций мировые премьеры проходят мимо России, а наш кинематограф не сравнить с индустрией Голливуда, который выпускает в среднем 260 картин в год. Да и к качеству российского кино у зрителей пока еще есть серьезные претензии.

Слишком уж много плагиата и штампов встречается в отечественных картинах. Тем не менее среди новых фильмов есть такие, что затрагивают струны зрительской души, заставляют думать, чувствовать и сопереживать.
Такой картиной для меня стал «Праведник» режиссера Сергея Урсуляка. Фильм, в основе которого подлинная история о подвиге советского офицера Николая Киселева в годы Великой Отечественной войны. И надо сказать, что это тот редкий случай, когда «основано на реальных событиях» в аннотации к фильму использовано не для красного словца.
 
Миссия Николая Киселева

Николай Киселев – уроженец Башкирии, выпускник Института внешней торговли, экономист-финансист – в 1941 году ушел на фронт добровольцем. Воевал в качестве политрука в 29-й стрелковой дивизии и оказался в печально известном «Вяземском котле».

Киселев, чью роль в фильме сыграл Александр Яковенко, попал в плен, но во время перевозки пленных в Германию бежал прямо с поезда в районе белорусского Молодечно. Пешком добрался до городка Илия Вилейского района, нашел там временную работу и решил организовать группу сопротивления. Постепенно собрался отряд единомышленников – местные жители и беглые военнопленные. Вместе стали налаживать контакты с партизанами, слухи о которых ходили по Илие.

В 1942-м Киселев был принят в отряд «Месть» под командованием Василия Воронянского – знаменитого «дяди Васи».

А в это время в небольшом местечке Долгиново фашисты методично расправлялись с еврейскими семьями. К маю 1942 года в живых из трех тысяч евреев осталось только 300 человек. Они бежали и скитались в лесу. А затем прибились к партизанскому отряду. Дети и женщины, люди, неспособные держать оружие, жили в лесу и находились под защитой партизан. Хотя боевому отряду, успех операций которого во многом зависел от мобильности и внезапности нападений, было трудно опекать такое количество людей, добывать для них продовольствие и теплую 
одежду.

К лету 1942 года командиры отряда решили перевести женщин, стариков и детей за линию фронта. Однако фронт в то время находился в сотнях километрах на восток, добраться до него было трудно даже одиночкам, а группе в 300 человек вообще казалось невозможным. И тем не менее Киселев добровольно вызвался вывести людей. Для сопровождения и охраны ему выделили пять (!) бойцов. И они отправились за полторы тысячи километров пешком к Суражским воротам.
 
Каждый может оставаться человеком даже в аду

Может, и глупо сравнивать этот страшный поход с Исходом евреев из Египта, а Киселева с Моисеем, но мне во время просмотра фильма именно эта аналогия и пришла на ум. 

Очень сдержанный, рассудительный, с глазами, в которых бесконечная усталость и груз ответственности за жизни вверенных ему людей, Киселев до войны никогда никого не делил по национальностям и в жизни не задумывался, в чем разница между евреями и другими людьми. Для него всегда все были просто людьми, советскими людьми. Незнакомый с традициями этого народа он умудряется найти общий язык с раввином общины и убедить его не соблюдать шабат в походе и на время забыть о кошерной еде, а питаться тем, что есть.

Он вынужден принимать тяжелые решения. Такие как, например, позволить обессиленной пожилой еврейке Брайне Гольц (Лариса Крупина) оставить отряд и остаться в лесу, потому что силы покинули ее. Или вложить в руку раненого Шломо (Николай Хмелев) гранату, чтобы подорвал себя, когда его настигнут немцы. А они, совершенно озверевшие, возглавляемые одержимым Эрнстом Шмокером (Дитмар Кениг), главная цель которого уничтожить евреев всех до одного, идут практически по пятам за измученными людьми. Измученными, голодными и напуганными настолько, что решаются на совершенно страшные вещи. Такие как убийство собственного ребенка. И это не выдумка сценариста, а реальный эпизод страшного похода – о нем рассказывали сами его участники и очевидцы.
В какой-то момент главным источником страха и ненависти для шедших в группе евреев стала маленькая Берта Кремер. Ей было около трех лет, и она постоянно плакала. Детский плач мог навести на группу карателей и погубить всех, а девочка все не замолкала. В отчаянии отец Берты рванулся к реке и стал топить ребенка, но подоспел Киселев. Николай взял девочку на руки, и случилось чудо – ребенок успокоился. Киселев будет нести Берту десятки километров на своих руках во время самых опасных участков, и она больше ни разу не заплачет.

Добрый и светлый фильм

На фоне нечеловеческого ужаса, которым буквально пронизан весь фильм, сначала неуместной показалась сцена со свадьбой, но потом я поняла, что люди просто хотели жить. 

Жить своей обычной жизнью. И короткая любовь блатного партизана по кличке Ферзь (Евгений Ткачук) и юной красавицы Товы Липницки, которую блестяще сыграла внучка выдающегося актера Валерия Золотухина Мария, – это своего рода символ надежды. Кстати, «Праведник» – это ее кинематографический дебют.

Ну и, конечно, нельзя не отметить прекрасный и легкий юмор, которым, несмотря на ужас ситуации, пронизана картина. Забавные и бессмысленные анекдоты доктора Анцля (Евгений Муравич) про Эрчика Перчика, над которыми никто не смеялся, колоритный и тоже напоминающий героя анекдотов советского периода еврейский портной Рувим Янкель (Сергей Маковецкий) да и выходки влюбленного Ферзя добавили, что называется, жизни в картину.

А она получилась удивительной – натуралистичной и местами очень жестокой, но в то же время теплой, светлой, честной. О надежде и том, что каждый может оставаться человеком даже в аду – это вопрос не обстоятельств и времени, а личного выбора и нравственных качеств каждого. Щемящей в тот момент, когда мимо стоящего у обочины Киселева проходил весь его изможденный отряд, а камера выхватывала из толпы лица. Их Николай запомнит на всю жизнь. И тогда, когда рассказывал матери погибшего Шломо Нехаме о том, как хорошо тот бросал гранаты. За отца, за братьев… Этот их диалог, эта несгибаемая женщина в тот момент напомнила мне Родину-мать с военных плакатов. 

И эпизод, когда отставшая с детьми от отряда жена часовщика Исаака Ноймана уводит преследовавших их немцев. Она немка, родилась и всю жизнь прожила в Германии, но, когда начались гонения на евреев, с мужем и детьми бежала. И вот она мчится через лес, но понимает, что сил уже нет, поэтому останавливается и оборачивается к своему преследователю. Она читает стихи на немецком. Перед ней совсем молоденький немецкий солдат. Он радостно заканчивает стихотворение и с таким же радостным лицом спрашивает: «Немка?». Но женщина отвечает, что еврейка. И секунду назад улыбавшийся фашист без колебаний нажимает на спусковой крючок…

P.S. Не знаю, как кто, но я сегодня, когда смотрю фильмы о Великой Отечественной, всегда провожу аналогию с тем, что происходит на Донбассе. Для меня, уроженки Луганщины, связь очевидна. Как буквально на днях в совбезе ООН сказал Василий Небензя, Запад не хочет замечать, что у тех, кто воюет на стороне киевского режима, руки по локоть не только в крови, но и в нацистских татуировках. И мне, например, покоя не дает один вопрос: «Как этот ужас снова мог повториться?».

Я на днях посмотрела еще один фильм. Он уже о спецоперации. «Лучшие в аду» – так он называется. И это, наверное, самое страшное зрелище, что мне пришлось видеть за всю свою жизнь. Но еще страшнее короткий диалог из фильма между бойцом ЧВК «Вагнер» и укронацистом. Тот предлагает нашему парню сдаться. В ответ слышит отказ и фразу: «Мой дед до Берлина дошел!». Завязывается рукопашная и, пытаясь задушить нашего, украинский солдат хрипит: «Мой дед тоже воевал и дошел до Берлина». Тогда почему же, черт побери, они по разные стороны баррикад?! Деньги? Идеология? Перепрошивка целой страны? Что? У меня, увы, ответа нет…